А. Н. Федоровский (имэмо ран) Экономическая политика в Республике Корее в условиях мирового кризиса




Скачать 102.17 Kb.
НазваниеА. Н. Федоровский (имэмо ран) Экономическая политика в Республике Корее в условиях мирового кризиса
Дата публикации17.07.2013
Размер102.17 Kb.
ТипДокументы
www.zadocs.ru > Экономика > Документы
А.Н. Федоровский (ИМЭМО РАН)
Экономическая политика в Республике Корее

в условиях мирового кризиса.
На нынешнем этапе мирового кризиса (первый квартал 2009 г.) можно дать лишь самую общую его оценку, а также охарактеризовать рамочное состояния южнокорейской экономики в экстремальных условиях и наметить тенденции её развития.

Хотя многие процессы, приведшие к подрыву мировой экономики, еще ждут своего основательного исследования, ученые ИМЭМО и эксперты Института современного развития в результате совместного обсуждения (с участием специалистов из других научных центров) пришли к ряду предварительных выводов. В частности, результаты проведенного анализа позволили говорить о том, что «мы имеем дело со структурной проблемой, а именно, с ростом стоимости всех финансовых активов, в результате которого они оторвались от реального сектора. …Многие говорят о кризисе доверия. Но это не совсем правильно. На самом деле имеет место как бы комбинированный кризис, сочетающий и кризис балансов, и долговой кризис. …Имела место перекапитализация финансовой сферы и в то же время были недокапитализированы очень важные компоненты реального сектора, в частности, энергетика, инновации. Естественно, что в ходе кризиса произойдет перезагрузка финансовых потоков в пользу каких-то других отраслей. …Однако то, с чем столкнулись сейчас, – это первый кризис эпохи глобализации. Поэтому на данный момент никто не знает, как будут развиваться события дальше. Именно в этом основная проблема»1.

В Южной Корее 19 октября 2008 г. был одобрен пакет антикризисных мер, призванных стабилизировать валюту, банковско-кредитную систему, а также положение на фондовом рынке. Решение было принято после того, как фондовый индекс KOSPI упал за день на 126,5 пункта до 1205 (самое глубокое падение с 1997г.), курс воны с начала года снизился на 29% до 1 302 воны за доллар, и возникла угроза функционированию финансовой системы и реального сектора экономики.

Стабилизационная программа правительства учитывала меры, принятые Банком Кореи 9 октября, направленные на поддержание ликвидности за счет понижения учетной ставки с 5,25% до 3%, а также расширения сделок репо и скупки гособлигаций.

Государство гарантировало займы в 100 млрд. долл. на срок до трех лет, к которым банки могут прибегнуть между 20 октября 2008 г. и 30 июня 2009 г. В качестве срочной меры, направленной на поддержание ликвидности и проведения внешнеторговых операций, банкам выделялись 20 млрд. долл. Из которых 1 трлн. вон (770 млн. долл.) предоставляется Korea Development Bank с целью поддержания малого и среднего бизнеса. Еще 10 млрд. долл. направляются на рынок валютных сделок-своп. Эти шаги призваны бы остудить ситуацию на кредитном и валютном рынках.

На первых порах дестабилизацию валюты удалось предотвратить. Однако в дальнейшем (2 марта 2009 г.) вона приблизилась к рубежу в 1600 вон за доллар, что стало самым низким показателем почти за 11 лет. Такое развитие событий связывается рядом экспертов с чрезмерной зависимостью южнокорейских заемщиков от европейского рынка капиталов. В условиях резкого осложнения ситуации в экономиках стран Центральной и Восточной Европы, в которые были осуществлены многомиллиардные вложения из ведущих государств ЕС, европейские инвесторы вынуждены были извлечь свои средства из активов третьих стран, в числе которых оказалась и Республика Корея, что не могло не отразиться на курсе воны. Говоря о данном явлении, следует подчеркнуть, что в основе его лежит глубокая вовлеченность южнокорейской экономики в процессы глобализации, объективное содержание которых имеет как позитивные, так и отрицательные последствия.

Между тем снижение курса воны достигла того уровня, за которым можно ожидать разворот инвестиционных потоков в направлении южнокорейской экономики. Если наметившееся тенденция возвращения инвесторов, привлеченных снижением стоимостью южнокорейских активов, на фоне относительной экономической стабильности возобладает, то прогноз МВФ о том, что вслед за возможным спадом ВВП на 4% в 2009 г. воспоследует прирост ВВП на 4%, может оказаться близким к реальности2.

Правительство рассчитывает укрепить фондовый рынок за счет таких мер как снижение на три года налога на прибыль путем освобождения от налогов средств, направляемых на долгосрочные вложения в приобретение акций, а также вывода из налогооблагаемой базы полученных дивидендов.

Кроме того рассматривается возможность выделения 6 трлн. вон на приобретение через государственную Korea Land Corporation недвижимости, в том числе нереализованного жилья у компаний, испытывающих финансовые проблемы. Детали данного решения еще прорабатываются. Цены, по которым будет приобретаться недвижимость, по-видимому, будет колебаться в пределах 70-80% от рыночной цены.

По мнению главы МВФ Д. Стросс-Кана шаги, предпринятые Республикой Кореей, находятся в русле антикризисной политики, проводимой в странах с развитой рыночной экономикой. Однако меры, предпринимаемые Республикой Кореи в условиях глобальных потрясений, заслуживают пристального изучения, поскольку проводятся в стране, имеющей опыт преодоления последствий восточноазиатского кризиса 1997-1998 годов.

Президент Ли Мен Бак подчеркивает свою приверженность проведению в нынешний непростой период социально-экономических преобразований, категорически не соглашаясь с точкой зрения, что кризис – не время для проведения реформ и поддержки инноваций. По мнению южнокорейского президента, инновации как раз более чем не обходимы именно в период спада3. Направления трансформации экономики страны обозначено достаточно четко: приоритет отдается укреплению социальной стабильности общества, структурным, инновационным и внешнеэкономическим преобразованиям.

В области социальной политики следует выделить меры срочные и рассчитанные на перспективу. В бюджете на 2009 г. дополнительно выделено 3,5 трлн. долл. на смягчение прямых негативных последствий кризиса, в том числе за счет создания 552 тыс. новых рабочих мест4. В долгосрочном плане администрация Ли Мен Бака планирует кардинально повысить качество социальной инфраструктуры и улучшить положение среднего класса. Примечательно, что государство рассчитывает обеспечить положительные сдвиги в материальном обеспечении и повышении социального статуса лиц в активном возрасте за счет расширения возможностей для открытия собственного бизнеса в рамках поддержки малого и среднего предпринимательства, ставшей частью долгосрочной социально-экономической программы в рамках «Нового гуманитарного договора», для чего выделяется 4,5 трлн. вон.

Взявшись за проведение реформ, правительство поставило в повестку дня реализацию назревших мер по перестройке деятельности 34 государственных структур, включая такие как KEPCO, Korea National Housing Corporation Korea и Land Corporation. Причина связана с низкой их эффективностью, что стало особо заметно в период ухудшения экономической ситуации. Отсюда жесткое требование правительства – либо кардинальная перестройка деятельности этих институтов своими силами, либо их руководители потеряют свои посты, и государство возьмет на себя функции реформатора.

Внимание правительства к упомянутым выше институтам связано с поставленной задачей кардинального обновления в ближайшие годы инфраструктуры. Предполагается вложить 48 трлн. вон в 2009 г. и 57 трлн. вон в 2010 г. в строительство и реконструкцию автомобильных и железных дорог, энергетических систем, модернизацию городов5.

В рамках этой программы намечается осуществить серьезное перераспределение между регионами страны производственных мощностей.

В связи с этим следует подчеркнуть, что крупный бизнес в своем большинстве оказался относительно устойчив перед давлением ухудшившейся коммерческой конъюнктуры. В значительной мере это следствие санации банковского и корпоративного сектора, проведенного после кризиса 1998-99 годов. Данное обстоятельство привлекает внимание зарубежных экспертов к анализу опыта реформирования южнокорейской экономики. Президент Ли Мен Бак накануне саммита «двадцатки» в Лондоне был едва ли не единственным главой государства, выступившим с конкретными практическими рекомендациями по преодолению последствий кризиса, ссылаясь на недавний результативный опыт своих предшественников6.

Ощущая в начальный период кризиса устойчивость своих позиций, ведущие южнокорейские бизнес-группы внимательно следят за положением конкурентов, рассчитывая включиться в процесс передел собственности, сопровождающий кризисные явления7. Так, металлургическая компания POSCO вынашивает планы по приобретению значительных зарубежных активов, что может способствовать закреплению ее лидерских позиций в мировой металлургии. Таким образом, кризис не умерил амбиции южнокорейского бизнеса. Свои перспективы он по-прежнему связывает с повышением своей роли на мировых рынках, причем не столько в количественном отношении, сколько в качественном. Характерно, что Sumsung Electronics Co. и LG Electronics Inc. в условиях ухудшения конъюнктуры активизировали свои действия по закреплению на японском рынке IT, одном из самых требовательных и во всех отношениях трудных для освоения в мире. Причем задача ставится весьма амбициозная: на рынке продукции мобильной связи перейти из низших ценовых групп в средние и высшие8.

Республика Корея стремится создать необходимые условия, позволяющие стране выйти из кризиса с обновленным инновационным потенциалом, позволяющим повысить конкурентоспособность экономики. В связи с этим одним из приоритетных направлений развития становится поддержка образования и инновационной системы. В марте 2009 г. Министерство образования, науки и технологий утвердило принципы реформирования отрасли. Модернизация науки и образования связываются с реализацией решений организационного и финансового характера. К числу организационно-правовых мер относится расширение автономных прав южнокорейских университетов. Этот шаг должен снизить уровень бюрократизации, обеспечить оперативность и гибкость управления образовательными и научными центрами, а также усилить конкуренцию в сфере науки и высшего образования. Данные шаги дополняются оптимизацией финансирования отрасли в 2009 г. в рамках унифицированной системы предоставления грантов в размере 495,5 млрд. вон. Помимо этого, с целью повышения уровня образования, особенно на периферии, правительство выделило в 2009 г. 265 млрд. вон на прямую поддержку ряда университетов, из которых почти три четверти средств направлено в провинциальные учебные центры9.

Частный бизнес также рассматривает кризис как стимул развития инновационной сферы. В этих условиях крупнейшие компании стремятся увеличить свой инновационный потенциал. Sumsung Electronics наращивает в 2009 г. на 10% расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и намеревается повысить численность научного персонала. LG Electronics увеличивает штат сотрудников в своем головном институте вдвое до 1000 чел. При этом бизнес-группа LG увеличила расходы на НИОКР в 2009 г. на 25%, доведя их до 3,5 трлн. вон. Примечательно, что инвестиционная программа этой бизнес-группы в 2009 г. подверглись сокращению на 8,2%. Однако увеличение вложений в НИОКР привело к тому, что общий объем капиталовложений по сравнению с предыдущим годом не уменьшился10. SK Group вкладывает 1 трлн. вон в создание продукции, отвечающей самым высоким экологическим требованиям. Hyundai-Kia Automotive Group также заявила о намерении укрепить свой научно-технический потенциал с целью повышения конкурентоспособности.

Важной составной частью антикризисных мер стало поддержание активной внешнеэкономической политики. Сохраняется приверженность правительства принципам открытой мировой экономики и обеспечения доступа южнокорейских компаний на внешние рынки. Достигается это путем увеличения объема страхования экспорта со 130 до 170 трлн. вон, поддержки внешнеэкономической деятельности малых фирм11.

Южнокорейское правительство связывает перспективы преодоления кризиса с укреплением сотрудничества с зарубежными партнерами и международными организациями. Особое значение придается координации финансовой политики совместно с Японией и Китаем, что проявилось в ходе встречи руководителей трех стран, состоявшейся 13 декабря 2008 г. в японском городе Дадзайфу. Следует отметить, что еще до появления кризисных явлений президент Ли Мен Бак предложил существенную корректировку внешней политики. Символичным представляется его заявление о новых принципах южнокорейско-японских отношений: «Историческую правду нельзя игнорировать. Но мы не можем будущее наших отношений ставить в зависимость от прошлого»12.

Япония и Южная Корея договорились возобновить обсуждение соглашения о свободной торговле (ССТ), подготовка которого находится на достаточно продвинутой стадии. В свою очередь, премьер КНР на встрече с президентом РК предложил заключить аналогичный двусторонний договор13. В ближайшей перспективе Южная Корея рассчитывает достичь договоренности о подписании ССТ с Индией и ЕС.

Президент Ли Мен Бак полагает, что угроза кризиса должна не препятствовать, а подталкивать к подписанию ССТ с возможно большим числом стран, прежде всего – с членами АТЭС14. В этом контексте закономерным шагом стало решение Республики Корея и Австралии начать в мае 2009 г. переговоры о заключении двустороннего ССТ.

В этой связи следует сделать одно уточняющее замечание. Речь идет о терминах внешний и внутренний рынок, как они трактуются в странах Восточной Азии. Разразившийся мировой кризис заставил ряд азиатских политиков, бизнесменов и экспертов усомниться в эффективности ориентации в сложившихся условиях на экспорториентированный тип развития15. Однако, скорее всего, речь идет не о переориентации таких стран как Сингапура или Тайваня целиком на внутренней спрос, что, видимо, невозможно, а о расширении емкости совокупного, все более интегрированного рынка стран региона, потребность в чем уже давно назрела. В этом случае перспективный восточноазиатский рынок выступает в качестве внутреннего, частично замещающий потери, понесенные при сокращении спроса на рынках США и ЕС. Так вот участие в этом процессе и становится весьма привлекательным для бизнеса Республики Корея, для которого растущий потребительский и инвестиционный спрос в Китае и странах АСЕАН становится важным ориентиром при формировании посткризисной стратегии развитии.

Внешнеэкономическая политика открытости, отражающая долгосрочные южнокорейские интересы, связанные с обеспечением доступа к перспективным мировым рынкам лежит в русле официальных деклараций стран «двадцатки», входящих в число лидеров мировой экономики и участвующих в выработки глобальной антикризисной программы. Проблема, однако, состоит в том, насколько декларированные принципы поддержания открытых рынков будут реализовываться на практике. Для Республики Кореи ответ на этот вопрос носит во многом судьбоносный характер. Только в условиях отказа ведущих партнеров страны от протекционизма южнокорейская экономика получает возможность реализовать в полном объеме потенциал, который она способна создать к период кризиса в результате проведения активной экономической политики.


1 Королев И. С. Вызовы для России // Мировой кризис: угрозы для России. Материалы совместного заседания Ученого Совета ИМЭМО РАН и Правления ИНСОР. М.: ИМЭМО РАН, 2009. с. 13-14

2 Nikkei. March 3, 2009.

3 http://www.korea.net/news/news/newsprint.asp?serial_no=20090330006

4 Ibid.

5 Ibid.

6 The Wall Street Journal. March 27, 2009.

7 Cho Gyeong-yeop. Overcoming Economic Crisis Depends on Conglomerates // Korea Focus. Vol. 16, No. 4, Winter 2008, p. 23-25

8 The Nikkei Business Daily. March 12, 2009.

9 http://www.korea.net/news/news/newsprint.asp?serial_no=20090330006

10 Nikkei. March 11, 2009.

11 Republic of Korea Economic Bulletin. Vol. 30, No. 11. 2008. p. 41

12 Korea Policy Review. May 2008. P. 13

13 Korea. Vol. 5, No.1, January 2009. p. 14-15

14 Korea. Vol.4, No. 12, December 2008. p. 14-15

15 См.: K. Bradsher. For East Asia Crisis Prompts a Rethingking of Dependance on Export // International Herald Tribune. March 5, 2009.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. Н. Федоровский (имэмо ран) Экономическая политика в Республике Корее в условиях мирового кризиса iconСодержание введение
Развитие финансовой политики государства в условиях ликвидации последствий мирового финансового кризиса

А. Н. Федоровский (имэмо ран) Экономическая политика в Республике Корее в условиях мирового кризиса iconОткуда вообще взялась система менеджмента?
Успешный бизнес в условиях выхода из мирового кризиса основан на прагматическом подходе. Редкие обстоятельства могут вызвать желание...

А. Н. Федоровский (имэмо ран) Экономическая политика в Республике Корее в условиях мирового кризиса iconЭкзаменационные вопросы
Экономическая теория как наука и ее составные части. Функции экономической теории. Экономическая теория и экономическая политика

А. Н. Федоровский (имэмо ран) Экономическая политика в Республике Корее в условиях мирового кризиса iconНе игнорируйте уроки кризиса
Каждая экономическая система (страна, отрасль, регион, организация) сталкивается в своей деятельности с кризисными ситуациями. И...

А. Н. Федоровский (имэмо ран) Экономическая политика в Республике Корее в условиях мирового кризиса iconВопросы к экзамену по дисциплине «экономическая теория»
Экономическая теория и экономическая политика. Позитивная и нормативная экономическая теория

А. Н. Федоровский (имэмо ран) Экономическая политика в Республике Корее в условиях мирового кризиса iconПлан новая экономическая политика. Внутрипартийная борьба в 1920-е...
Этот шаг рассматривался как вынужденная и временная мера, необходимая для восстановления народного хозяйства и оживления экономики...

А. Н. Федоровский (имэмо ран) Экономическая политика в Республике Корее в условиях мирового кризиса iconДжордж Сорос Первая волна мирового финансового кризиса
В новой части книги, написанной в 2009 году, «Раз­мышлении о крахе 2008 года и его значении» автор анализирует динами­ку кризиса,...

А. Н. Федоровский (имэмо ран) Экономическая политика в Республике Корее в условиях мирового кризиса iconФинансовый кризис / Максим Блант
Известный экономический обозреватель Максим Блант делится своими размышлениями о причинах мирового финансового кризиса, путях его...

А. Н. Федоровский (имэмо ран) Экономическая политика в Республике Корее в условиях мирового кризиса iconТемы курсовых работ по экономике
Экономическая теория и экономическая политика: взаимодействие и относительная обособленность

А. Н. Федоровский (имэмо ран) Экономическая политика в Республике Корее в условиях мирового кризиса iconЭкзаменационные вопросы по экономической теории. Вопросы по микроэкономике
Современное содержание парадигмы экономического и социального развития. Экономическая теория и экономическая политика

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов