6. Регулирование рыночной экономики Экономическое регулирование: необходимость, сущность




Скачать 74.97 Kb.
Название6. Регулирование рыночной экономики Экономическое регулирование: необходимость, сущность
Дата публикации09.07.2013
Размер74.97 Kb.
ТипДокументы
www.zadocs.ru > Экономика > Документы
Тема 6. Регулирование рыночной экономики

  1. Экономическое регулирование: необходимость, сущность.

  2. Альтернативные подходы к определению характера и роли экономического регулирования (кейнсианство и монетаризм).

  3. Смешанная экономика и её модели. Роль государства в смешанной экономике.

  1. Экономическое регулирование: необходимость, сущность.

Если мы примем базисную теорему об эффективности конкурентной экономики как основную точку отсчета, становится важным выделить основные причины необходимости государственного вмешательства в экономику:

  1. Распределение;

  2. Отсутствие совершенной конкуренции;

  3. Отсутствие фьючерсных и страховых рынков;

  4. Неспособность экономики достичь полного равновесия;

  5. Внешние факторы;

  6. Общественные блага;

  7. Достойные потребности.

Государственное регулирование – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями с целью приспособления существующей экономической системы к изменившимся условиям хозяйствования.

^ Государственное регулирование – координирующий целенаправленный процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних внешних рынков посредством макро- и микрорегуляторов в целях обеспечения равновесного роста экономики.

Цели государственного регулирования:

  • Генеральные;

  • Конкретные.

Генеральные цели делятся на:

    1. Достижение экономической и социальной стабильности;

    2. Обеспечение национальных конкурентных преимуществ;

    3. Экономическая безопасность;

    4. Адаптация рыночных механизмов к различным ситуациям.

Конкретные цели делятся по субъектам и объектам государственного регулирования. Служат для увязки государственных и частных интересов.

Объектами государственного регулирования являются:

  • Наднациональный уровень межгосударственных союзов;

  • Национальная экономика;

  • Области, отдельные сектора и регионы, где возникают проблемы, которые не разрешить посредством рынка.

Субъекты государственного регулирования:

  • Центральные (федеральные) органы управления;

  • Региональные органы управления;

  • Муниципальные органы управления.

Типы государственного регулирования:

  • Полный государственный монополизм в управлении хозяйством. Был характерен для бывшего СССР.

  • Различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов (смешанная экономика).

  • Крайний либерализм.

В целом выделяются 2 главных модели государственного регулирования через определенные органы государства:

  • ^ Реактивная (адаптационная) – США, она позволяет быстро реагировать на изменения и осечки рынка. Это обеспечивается варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования как на макро-, так и на микроуровнях; сочетанием различных форм собственности; а также совместной деятельности государства и частного бизнеса.

  • Проактивная – Япония, предполагает предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путем дозирования объемов государственного вмешательства в экономику. Используется прогнозирование, координационные и корректировочные меры по предупреждению переговоров государства и предпринимателей.

^ Сущность государственного регулирования выражается в его функциях:

    1. Разработка, организация и принятие хозяйственного законодательства – правовая.

    2. Стабилизирующая – стабилизация экономики предполагает контроль за уровнем занятости, цен, стимулирование экономического роста.

    3. Социальная – социально-ориентированное распределение имеющихся ресурсов в стране. Создание необходимых условий для развития малорентабельных и нерентабельных отраслей рыночного хозяйства (с/х, транспорт, космос, здравоохранение).

Методы государственного регулирования:

      • Правовые;

      • Административные;

      • Прямые;

      • Косвенные.

        1. Государством устанавливаются правила для экономической деятельности фирм, предприятий и потребителей.

        2. Меры по регулированию, лицензированию, квотированию и т.д. В настоящее время сфера деятельности административного регулирования в ряде стран организованно рамками защиты окружающей среды и социальной защиты населения.

        3. Базируется на властно-распорядительных отношениях и сводится к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов.

Прямое воздействие государства осуществляется по двум направлениям:

    • Развитие госпредпринимательства, которое осуществляется в капиталоёмких отраслях или малорентабельных (ж/д, транспорт и т.п.);

    • Субсидирование предприятий негосударственного сектора, осуществляющееся путем предоставления индивидуальным фирмам товаров по низким ценам или прямое субсидирование.

Государство оказывает прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от пошлин на ввоз сырья, и осуществляет льготное кредитование экспорта.

        1. Осуществляется путем изменения налоговых ставок по различным видам доходов, а также снижение налогооблагаемого минимума. Косвенным методом является и политика ускоренной амортизации. Ускоренная амортизация – освобождение предпринимателей от уплаты налогов и части прибыли, перераспределяемые в амортизационный фонд в целях ускорения обновления основного капитала.

^ Недостатки государственного регулирования:

          • Государственные органы не застрахованы от того, можно выбирать наименее дорогой наименее эффективный путь решения проблемы.

          • Выполняя свои функции, государство выбирает разнообразные методы воздействия на экономику. Либо исключается любое действие, которое налаживает связи в рыночном механизме; либо государственное регулирование осуществляется только косвенными методами, чтобы не подорвать рыночные стимулы.

  1. ^ Альтернативные подходы к определению характера и роли экономического регулирования (кейнсианство и монетаризм).


Принципиальные расхождения во взглядах кейнсианцев и монетаристов на государственное регулирование.

Кейнсианцы

Монетаристы

Принцип эффективного спроса

Принцип эффективного предложения

Рост огосударствления экономики

Приватизация собственности

Расширение государственного регулирования

Укрепление рыночного механизма саморегулирования

Дефицитное финансирование

Стабильное регулирование денежного обращения

Расширение государственных социальных программ

Сокращение государственных социальных программ

^ Кейнсианский подход – гласит, что главной задачей государства является обеспечение необходимого объема эффективного спроса, а также создание централизованного контроля в вопросах, которые представлены частной инициативой. Государство должно осуществлять свое руководящее влияние на склонность к потреблению путем соответствующей системы налогов, фиксации нормы банковского процента и др. методы.

Государству рекомендуется расширять инвестиции за счет:

  • Усиления государственных закупок;

  • Поощрения частных инвестиций;

  • Влияния на норму банковского процента;

  • Регулирования ставки, но с целью повышения и снижения потребительского и инвестиционного спроса.

Монетаристский подход – гласит, что экономика – стабильно саморазвивающаяся система. Монетаристы отстаивают идею свободного предпринимательства и считают, что рыночному механизму нет альтернативы. Между принятием решения и эффектом от принятия решения существует значительный разрыв во времени (от 6 до 18 месяцев), поэтому государство должно планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу.

^ 3. Смешанная экономика и её модели. Роль государства в смешанной экономике.

Смешанная экономика – это не простое существование и параллельное развитие государственного и частного хозяйств, а их взаимопроникновение, взаимопереплетение, взаимодополнение друг друга.

В таких странах, как США, Германия, Франция проводником влияния государства на частный сектор является контрактная система – система государственных органов и институтов по поддержке и развитию частного бизнеса. Развитие малого и среднего бизнеса – залог успеха смешанной экономики. Государственные предприятия действуют на конкурентно – рыночной основе. Они также находятся под непосредственным воздействием частного сектора и это делает их более гибкими.

Взаимодополняющий характер государственного и частного секторов экономики обусловлен тем, что каждый имеет свою нишу в удовлетворении человеческих потребностей. Там, где рынок не может обеспечить оптимальное распределение ресурсов, частный сектор может быть дополнен государственным и наоборот. Определение комбинации различных секторов, форм и типов хозяйствования позволяет получить ту или иную национальную модель движения к смешанному обществу, и она представляет собой наиболее соответствующий специфическим условиям каждой страны и каждому этапу её развития тип экономики.

^ Многообразие типов смешанной экономики определяется следующими факторами:

  • Конкретные формы реализации общих универсальных принципов функционирования смешанной экономики;

  • Специфические для каждой страны условия и формы становления смешанной экономики;

  • Этап, на котором находится страна в её движении к современному обществу смешанного типа.

Самая общая классификация моделей смешанной экономики:

1.США и Великобритания:

Проводят политику «минимального государства», акцент делается на рыночные инструменты саморегулирования. Самый небольшой удельный вес государственной собственности (7-8%). Государство использует разнообразные и гибкие формы государственного вмешательства. Цель – создание условий для развития предпринимательства.

^ 2. Франция, Германия и Италия:

Неоконсервативные подходы сочетаются с реформистскими.

- ослабление роли государства, сопровождающееся модернизацией механизма государственного вмешательства в экономику и социальную политику

- во Франции и Германии государственный сектор занимает большой удельный вес (до 30%).

- высокая доля ВВП перераспределяется через бюджет, в том числе и на социальные нужды

- осуществляется стратегическое планирование.

^ 3. Шведская модель функциональной социализации:

Нивелировано влияние господствующего положения частного сектора, нарушилось равновесие между социальной справедливостью и социальной эффективностью. Эта модель подорвала источники и стимулы экономического роста.

4. «Японское чудо».

В Японии государство вмешивается в экономику на всех уровнях и имеет системный характер вмешательства. Государство осуществляет долговременную стратегию экономической политики. Успешно сочетается государственные и частные начала, и это сочетание отвечает национальным традициям, опирается на традиционную систему стимулов.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

6. Регулирование рыночной экономики Экономическое регулирование: необходимость, сущность iconЧто представляет собой государственное регулирование экономики?
В чем состоят предпосылки и необходимость государственного регулирования экономики?

6. Регулирование рыночной экономики Экономическое регулирование: необходимость, сущность iconЭкзаменационные билеты по дисциплине «Государственное регулирование экономики»
«Государственное регулирование экономики» для студентов 4-го курса специальности ГиМУ

6. Регулирование рыночной экономики Экономическое регулирование: необходимость, сущность icon14. «Сущность и содержание социального менеджмента»
Конечно, успешное регулирование социальных процессов, протекающих в производственных коллективах, предполагает необходимость их согласования...

6. Регулирование рыночной экономики Экономическое регулирование: необходимость, сущность iconКонцепция долгосрочного социально-экономического развития российской...
Тема Государственное регулирование, планирование и экономическое программирование национальной экономики

6. Регулирование рыночной экономики Экономическое регулирование: необходимость, сущность iconПредставляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения...
Сущность, цели и содержание бу. Функции и задачи. Историческое развитие. Законодательное и нормативное регулирование бу. Пользователи...

6. Регулирование рыночной экономики Экономическое регулирование: необходимость, сущность icon18. Регулирование
Регулирование. Это принятие оперативных мер по устранению выявленных в процессе мониторинга и анализа отклонений от запланированных...

6. Регулирование рыночной экономики Экономическое регулирование: необходимость, сущность icon4: государственное регулирование рынка и цен. Ценообразующие факторы в системе маркетинга. 41
Смоленский институт экономики Санкт-Петербургской Академии управления и экономики

6. Регулирование рыночной экономики Экономическое регулирование: необходимость, сущность iconКонтрольная работа по предмету «Ценообразование»
Государственное регулирование цен. Регулирование цен на продукцию вашего предприятия (фирмы)

6. Регулирование рыночной экономики Экономическое регулирование: необходимость, сущность iconЭто совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели
...

6. Регулирование рыночной экономики Экономическое регулирование: необходимость, сущность icon1 Сущность и функции денег 7
Тема Социально-экономическая сущность финансов и их функции в условиях рыночной экономики 24

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов