1. Современные отечественные психолого-педагогические концепции детства. Концепция Д. Б. Эльконина




Скачать 206.5 Kb.
Название1. Современные отечественные психолого-педагогические концепции детства. Концепция Д. Б. Эльконина
Дата публикации28.08.2013
Размер206.5 Kb.
ТипДокументы
www.zadocs.ru > Культура > Документы
1.Современные отечественные психолого-педагогические концепции детства.

Концепция Д.Б. Эльконина рассматривает природу детства в контексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменений детства. Рассматривая детство в качестве социально-психологического явления в жизнедеятельности человека, ученый определяет его как необходимое условие для приобретения личностью чело веческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей. Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культурой. Овладеть духовными и практическими способами человеческих отношений к миру ребенок может только с помощью взрослых.

^ Концепция Д.И. Фельдштейна рассматривает детство как особое явление социального мира, которое ученый определяет функционально, содержательно и сущностно..

Функционально: детство — объективно необходимое состояние в динамической системе общества,

Содержательно: детство — это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя

Сущностно: детство представляет собой особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.

^ В концепции В.Т. Кудрявцева уникальность человеческого детства заключается в особом месте детства в социокультурной системе. Именно детство, по мнению ученого, определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Следуя утвержде нию В.И. Вернадского, определяющего детство как «планетное явление», исследователь рассматривает детство как «макрокосмологию». Ценность детства, по мнению В.Т. Кудрявцева, заключается в развивающей взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры. Отсюда можно вывести две взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок, — культуроосвоение и культуросозидание.

^ В концепции Я. Корчака детство — это долгие, важные годы в жизни человека. У автора мы найдем очень образные определения понятия детства, например: «Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Ребенок строит себя — его все больше и больше; глубже вра стает в жизнь».

2.Детство как предмет психолого-педагогических исследований за рубежом.

Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. 
Детство для ученых – это период парадоксов
и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И. А. Соколянский и многие другие. Д. Б. Эльконин говорил, что парадоксы в детской психологии -- это загадки развития, которые ученым еще предстоит разгадать.
Наука о психическом развитии ребенка -- детская психология -- зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера "Душа ребенка". В ней В. Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. 

3.Плюрализм зарубежной педагогики детства.

Плюрализм лат. – множественный) – философское учение о существовании множества независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, форм и принципов знаний, теорий, методов, равноправных и суверенных личностей и групп, ценностей и ценностных ориентаций, идеологий и убеждений, конкурирующих друг с другом и борющихся за признание. Плюрализм проявляется в многообразии оценок одного и того же с разных сторон, в разных аспектах. В конце ХХ-го столетия была сделана попытка использовать идеи плюрализма в перестройке системы отечественного образования на демократических началах. Педагогический плюрализм понимался как право существования разных концепций обучения и воспитания, разных целей, идей, образовательных технологий, оказывающих разнонаправленное воздействие на молодежь. В итоге это привело к потере общих ориентиров в системе образования и грозило разрушением единого образовательного пространства.

4.Эволюционно-биологическое направление развития педагогики детства.

Ведущая педагогическая категория биодетерминистских концепций понятие «поведение» - это многообразная и огромная совокупность прирожденных и приобретенных реакций человека на окружающую среду.

Основной смысл воспитания заключается в приобретении детьми «способностей к самосохранению и продолжению себя в процессе приспособления к конкретным условиям». Задача педагога – избегать «отклонений», «помех» в развитии ребенка, создавать благоприятные условия в семье, в дошкольном учреждении. Ф.Ф.Кубе говорит, что педагогу в работе с детьми необходимо знать 5 законов поведенческой биологии:

1.Положение о том, что «человек-продукт эволюции».

2.Закон двойственного обусловливания.

3.Направленность индивида на поиск объекта во внешнем мире, который удовлетворит побуждение.

4.Отнесение агрессии к репертуару инстинктивного поведения человека.

5.»Эколого-поведенчнское равновесие».

Данные законы являются обоснованием 6 стратегий воспитания:

Отказ от немедленного исполнения желаний ребенка;

Поддержка его активности;

Обеспечение успеха;

Признание правомерности всех действий;

Поощрение совместной деятельности детей;

Целенаправленное формирования у них экологического сознания.

Б.Хасенштейн 6 сфер поведения ребенка: питание; привязанность к родителям; становление самостоятельности; межчеловеческие отношения; состояния агрессии; сексуальное развитие.

5.Социально-психологическое направление развития педагогики детства.

Центральным для экологии является понятие среды.

Смыслом научно-практических разработок являются поиск ответа на вопрос, какой должна быть оптимальная, наиболее благоприятная среда для детей, находящихся на определенной стадии развития.

«Окружающая среда»-«контекст» жизни ребенка, в рамках которого возникает определенное поведение.

У.Бронфенбреннер разработал экопсихологическую концепцию, базирующуюся на идее всестороннего и полного описания условий и активного характера развития ребенка во взаимодействии со средой.

Разработал программу компенсаторного обучения для детей разных социальных групп. Цель – выравнивание стартовых возможностей детей.

Дефинирует процесс развития как «формирование представлений индивида об окружающем мире и его отношении к нему, как растущую способность открывать, сохранять и изменять признаки своей среды, своего жизненного пространства».

Разработал междисциплинированный подход к процессу социализации – вхождение человека в общество. «Экология человека».

Динамический процесс в двух направлениях:

Человек постоянно испытывает воздействие со стороны разных элементов окружающей среды.

Человек активно преобразует многоуровневую жизненную среду.

У.Бронфенбреннер понимает экологическую среду развития ребенка как 4 системы, вложенные друг в друга.

Микросистема - непосредственная сфера жизни ребенка, место в котором он существует и устанавливает межличностные взаимоотношения с другими людьми.

Мезосистема – совокупность взаимосвязанных сфер жизни, сеттингов, в которых ребенок участвует как действующий субъект.

Экзосистема – индивид не участвует сам в событиях, однако они оказывают влияние на его жизнь.

Макросистема – обобщенные культурные, политические, социальные, мировоззренческо – идеологические характеристики, содержащиеся в индивидуальных микро-, мезо-, и экзосистемах.

6.Философско-ориентированное направление развития педагогики детства.

Экзистенциально – феноменологические концепции воспитания ребенка

^ Феноменологическая философия изучает Э.Гусерль. Феномен – явление, которое дается человеку в его восприятии, переживании, осмыслении (не сама реальность). Базовые феномены человеческого бытия (труд, игра, любовь, власть, смерть и т.д.).

Педагогическая феноменология предполагает углубленное проникновение к истокам человеческого поведения.

^ Экзистенциальная линия - (существование) изучает О.Больнов.

Человек существо уникальное, неповторимое, иррациональное.

Противопоставление индивидуального и официального.

Отказ от понимания жизни как устойчивого бытия.

М.Хайдеггер рассматривает данность бытия ребенка как феномен, который сам себя обнаруживает как «само себя показывающее». Понимание феномена возможно, когда понимающий (педагог) заранее имеет представление о данном феномене.
В.Липпитц говорит о том, что воспитателю для понимания особенностей восприятия детьми окружающего мира необходимо не только заниматься целевым наблюдением, сколько просто жить вместе с детьми».
М.Лангельфельд, Х.Маха:

Воспитание – имеет жизненное экзистенциальное значение для ребенка, так как истинное бытие открывается не в одиночестве, а во встрече с другим. Отрицается планомерность, целенаправленность, продолжительность и общественно исторический характер.

Задача воспитателя – оказание помощи ребенку, который находится в кризисной ситуации.
М.Лангельфельд. теория детского развития. Выделяет 2 принципа:

Эксплорация – стремление ребенка активно взаимодействовать, исследовать, изменять окружающий мир.

Эмансипация – принцип, заключающийся в том, что сам ребенок желает быть кем-либо.
3 этапа установления отношений:

Ребенок учится воспринимать 2 явления: предметные вещи и люди.

Ребенок выявляет взаимообусловленный характер отношения между своими действиями и миром.

Ребенок создает собственный мир.
Х.Маха. Его концепция представляет вариант создания теории детского «я», включающий телесную и духовную природу ребенка.

7. Антропологическая педагогика детства М. Монтессори.

В качестве базового основания концепции Мантессори выступает представление о ребенке в христианской религии как даре божием, символе чистой, подлинной божественности. Синтетически – антропологический подход в педагогике строится на признании уникальности, неповторимости природы человека, необходимости его глубокого изучения.

Детство – важнейший социальный и антропологический феномен.

Детство – не просто переходный период, поскольку ребенок существо особого рода, могущее оказать существенное позитивное влияние на мир взрослых.

Долг воспитателя – создавать пространство для «произрастания».

^ Характеристика человеческого развития:

Гармоничность;

Функциональная целесообразность;

Осмысленная целостность в контексте тесной и согласованной взаимосвязи человека с природой и космосом.

Движущие силы психического развития:

Наличие внутренней программы («плана строительства»);

Центр построения личности ребенка – прирожденная и спонтанная активность («хорма»).

^ Задача воспитателя – предоставление детям возможностей приобретения определенного опыта, реализации побуждающих, движущих потребностей.
Монтессори обращает внимание на оборудование, эстетику, оформления помещения, важность связи предметного и живого миров.

Большое внимание уделяется природным зонам.

Оформление пространства – создание условий для активной познавательной и двигательной деятельности детей.

Создание системы дидактических материалов.

В основе сознательного освоения окружающей среды лежит процесс подражания действиям с особыми, педагогически «подготовленными» предметами в ситуациях общения со взрослым.

Для Монтессори главной проблемой в педагогической деятельности является не столько воспитание, сколько социализация личности. В этой связи необходимо установление «лучших взаимоотношений между обеими группами общества, детьми и взрослыми». Социальное развитие базируется на индивидуальности, уникальности, непохожести каждой личности.

Для осуществления социального воспитания необходима «подготовленная среда»
8. Антропософская педагогика детства Р. Штайнера.

Р. Штайнер (1861—1925) — австрийский педагог, мыслитель, философ. Философское учение Р. Штайнера, антропософия (antropos — человек, sорhiа — мудрость), рассматривает педагогику как науку о человеке — совокупности трех составляющих: тела (опорно-двигательная система, обмен веществ, действенно-волевая сфера), души (сердце, дыхательная система, сфера эмоций) и духа (мозг и нервная система, интеллектуальная сфера). Задача педагога, по Штайнеру, привести все названные сферы в гармоническое взаимодействие, так как в обычном состоянии они разбалансированы. 
Эта же трехчленность заложена в основу организации вальдорфской школы. Первые семь лет жизни — «раннее детство» (вклад в физическое развитие), следующие семь лет, с 7 до 14, — «детство» (вклад в эмоциональное развитие), далее, до 21 года, — «отрочество и юность» (вклад в духовное становление человека). 
Основными принципами вальдорфской педагогики являются: 
антропоцентризм; 
образование ребенка является следствием его потребностей, а не социального заказа того или иного общества; 
гармоничность развития всех составляющих человека (тела, воли, чувств, разума); 
обучение дедуктивным путем, от общего к частному, от идеи — к ее реализации; 
историчность — воспроизведение в процессе обучения основных этапов человеческой эволюции: занятия земледелием, ремеслами, искусством, наукой; 
цикличность — использование естественных, т.е. суточных, сезонных и астрономических (астрологических), ритмов; 
эвристичность — детям не навязывают готовых правил, а дают воз можность сделать вывод самим; 
художественность всего обучения. 
Главное свойство педагогики Р. Штайнера — отрицание прямого воздействия на обучающегося. Воспитание и обучение идут через постепенное формирование эмоциональной сферы, интеллекта к воспитанию волевой сферы ученика. 
Стержень воспитательной работы — организация нравственного воспитания, в основу которого положены добро, Красота и Правда. Эти качества послужат воспитаннику в дальнейшем основой морали, творчества и мудрости. 
9.Особенности педагогической деятельности в образовательных учреждениях М. Монтессори и Р. Штайнера. 

Все максимально приближено к реальному, все предметы настоящие, из натурального материала, рабочий материал в большинстве сделан из дерева. У мантессори все разделено по зонам: зона реальной(практической) жизни-оборудована для преобретения навыков самообслуживания, дети учатся стирать и гладить вещи и т.д, зона сенсорного развития-собраны материл, чтобы ребенок научился различать хар-ки предметов-цвет, размер и т.д, зона матем-ки-осваивает понятие кол-ва, зона языковая – реб-к учит алфавит и учится читать писать. и космическая зона-знакомит ребенка с окруж.миром, с явлениями различн.. у Штайнера, вся атмосфера в дет.саду приближина к семейной, всю уютно, комфортно, привлекаются родители для совместной деят-ти.

10. Организация предметно-пространственной среды жизни детей в дошкольном учреждении за рубежом.

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

При построении предметно - пространственной среды соблюдались принципы:

  • Открытости;

  • Гибкого зонирования;

  • Стабильности -динамичности;

  • Полифункциональности ;

  • Гендерный подход.

Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда в группах целесообразна, информирована, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.

Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

11. Сущность процесса развития и воспитания детей в педагогической системе М.Монтессори. Методы и принципы, формы воспитания. 

Мария Монтессори осуществила переворот в представлениях о возможностях и способностях детей младшего возраста. Именно это, а также высокий гуманизм воспитательной и образовательной работы, обращенность всей системы к природе ребенка, свобода и отсутствие какого-либо авторитаризма делают ее антрополого-педагогическую систему и поныне привлекательной. В основу своей системы она положила биологическую предпосылку – жизнь есть существование свободной активной личности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Монтессори отказывалась видеть суть воспитания в формирующем воздействии на ребенка, а ставила проблему организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. "Первой проблемой обучения, - пишет она, - является создание вокруг ребенка такого пространства, которое способствовало бы развитию функций, данных ему природой. Это подразумевает не только необходимость удовлетворять потребности малыша и позволять ему делать то, что ему нравится. Нет, прежде всего, мы должны вступить в сотрудничество с природой, подчиниться одному из ее законов: развитие ребенка осуществляется посредством освоения окружающего мира. Следуя сначала одному велению природы, потом другому, ребенок расширяет границы своей независимости от тех, кто его окружает, и постепенно наступает момент, когда он захочет не только действовать, но и мыслить независимо. Когда мы утверждаем, что необходимо дать ребенку полную свободу, что общество должно обеспечить ему независимость и нормальное развитие, мы имеем в виду не расплывчатый идеал. Это утверждение основано на наших наблюдениях за жизнью, за природой. Только свобода и собственный опыт освоения окружающего мира позволяют человеку развиваться". Дисциплину Монтессори трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом. Смысл метода Монтессори заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию.
12. Принципы организации предметно-пространственной развивающей среды образовательного учреждения М. 
Образовательная среда - это совокупность всех субъектов, отношений между субъектами, условий, процессов обеспечивающих достижение поставленных целей.

Все дидактические Монтессори – материалы распределены по зонам, причем порядок их расположения следующий:

  1. Сенсорная зона, в которой расположены материалы по развитию чувств;

  2. Математическая зона, содержащая материалы по развитию математических способностей;

  3. Речевая зона, включающая в себя материалы по развитию речи, а также материалы по космическому воспитанию, центральная идея которого, познание человека во всем многообразии и сложности;

  4. Хозяйственная зона, содержащая материалы необходимые для упражнений в практической жизни.

Внутри каждой зоны материал должен располагаться в соответствии с принципом от простого к сложному. Каждый  отдельный материал рассчитан на определенную степень сложности, но все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое [11, 17].

Наряду с вертикальным членением Монтессори – материалов (различные степени сложности) имеется горизонтальный порядок. Под этим подразумеваются параллельные упражнения, к которым ребенок на долгое время сохраняет интерес. Измененная форма деятельности позволяет на одну и ту же учебную задачу взглянуть под другим углом зрения. Таким образом, проблема осознается глубже, и открываются ее новые грани [11,17].

Кроме того, материалы в каждой из зон должны располагаться по принципу от конкретного к абстрактному, например, сначала располагаются числовые штанги (конкретно), а затем числа (абстрактно).

Сами же материалы в каждой из зон должны соответствовать следующим требованиям:

-   соответствие возрасту, силе, росту ребенка;

-   эстетичность материалов;

-   притягательность (материал должен вызывать интерес, побуждать к действиям с ним);

-   все оборудование,  к одному упражнению, находится в цветовом соответствии, выполнено в одной цветовой гамме.

Все материалы представленные в Монтессори – группе детского сада должны быть представлены в единичном экземпляре. Если у нескольких детей возникло желание работать с одним и тем же материалом, необходимо подождать, пока он освободится. У детей, в подобной ситуации развивается умение договариваться, терпеливо дожидаться своей очереди, занимаясь с другим материалом.
13. Зона практической жизни. Классификация дидактических материалов. Упражнения по овладению навыками практической повседневной деятельности.

Упражнения практической жизни имеют особое значение для маленьких детей. В зоне УПЖ расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Условием подбора материалов является ясное понимание ребенком цели своей деятельности. Ребенок учится самостоятельно одеваться (используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки)); аккуратно пересыпать и переливать, мыть посуду, зеркала, стирать и гладить настоящим утюгом, делать салаты (чистить, резать, тереть овощи), колоть орехи, резать хлеб, и даже чистить обувь и полировать серебро. 

Овладение навыками практической жизни дает ребенку возможность быть самостоятельным и независимым, приносит ему большую радость и глубокое удовлетворение от собственной деятельности.
Цели упражнений в практической жизни можно обобщить следующим образом:

  • — направляют стремление детей действовать в разумном русле;

  • — координируют, совершенствуют и гармонизируют поведение в целом;

  • — способствуют независимости ребенка от взрослых, его самостоятельности и тем самым укрепляют чувство собственного достоинства и самоценности;

  • — развивают чувство ответственности перед окружающими. Одновременно формируют внутренний духовный строй. Дополнительно к этому возникает ощущение специфики поведения в обществе с той или иной культурой.

14. Роль сенсорного воспитания в системе М. Монтессори. Упражнения для сенсорного развития. Классификация сенсорных дидактических материалов. 

Значение сенсорного развития в этом возрасте огромно. В этой области малыш учится использовать свои чувства при изучении окружающего мира - с помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение (цветные таблички, материалы для различения размеров и формы и т.д.), осязание (доски для ощупывания, набор лоскутков тканей и др.), вкус (вкусовые баночки), обоняние (коробочки с запахами), слух (шумящие коробочки, звоночки, музыкальные инструменты и т.д.), а также, имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, и конечно развить мускульную память. Развитые до совершенства умения осознанно воспринимать подобные ощущения дает возможность ребенку сконцентрироваться на каком-либо одном из них. Таким образом, он учится управлять своими эмоциями и постигать мир во всем многообразии.

15. Упражнения для развития математических представлений в системе М. Монтессори. Классификация математических материалов.

Поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Причем обучение математике проходит очень естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок освоил порядковый счет, научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления и возведения в дроби, работал с 4-х значными числами.
Игры с Монтессори-материалом: «Красные штанги» (величина, количество), «Блоки с цилиндрами-вкладышами» (форма, величина, количество), «Цветные цилиндры» (величина, количество), «Геометрический комод» (форма), «Конструктивные треугольники» (форма), «Геометрические тела» (форма), «Тяжелые таблички» (величина), Металлические (пластмассовые) вкладыши» (форма, величина).
16. Организация жизни детей в вальдорфском детском саду.

Вальдорфская педагогика ориентируется на личность ребенка. В этой педагогике нет специально разработанных приемов и занятий – это просто жизнь детей в особом семейном климате, благоприятном для развития внутреннего мира ребенка, и в особой обстановке, наполненной натуральными материалами, заряжающими жизненной силой и дающими толчок для фантазии: дощатые полы, столы и стулья, самотканые ковры на полах, тряпичные сшитые куклы, вязаные гномики, деревянные лошадки, соломенные бычки. Вальдорфская система против раннего обучения детей, так как целенаправленное интеллектуальное развитие лишает ребенка детства и притупляет его интуицию и воображение. Вальдорфская система делает акцент на приобщении детей к народной культуре, творчестве, духовном развитии и воспитании.

Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности.

Для вальдорфцев очень важно созвучие в ребенке души и тела. Иными словами, ребенок – это целостный и гармоничный человек во всех проявлениях - интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических. 

Организация пространства. Индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет. Поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфской группе организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них - корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т.д.), подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески – нежно-розового цвета, на стенах - панно из тканей и природных материалов, репродукции икон и картин, на столах – льняные скатерти и т.д.). Вальдорфская среда не предусматривает наличие телевизора, радио и компьютеров.

•    Вальдорфские игрушки. Вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механическиеигрушки. Предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. Игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. 
17. Воспитание детей дошкольного возраста в учреждениях стран Европы.

Дошкольное образование во всех странах Европы имеет общественный характер и рассчитано на детей в возрасте от 3 лет и до момента, когда они идут в школу. Оно осуществляется, главным образом, в детских садах, куда дети могут ходить по желанию родителей. Дошкольная подготовка в течение 1 года перед школой обязательна и проводится в подготовительных группах в детских садах или подготовительных классах в школе, где дети обучаются по специальным образовательным программам.

Существуют общественные, муниципальные и частные детские сады. Они работают весь день, полдня и по целым неделям. Наиболее многочисленны — муниципальные детские сады, которые посещают 90 % детей. Общественные детские сады, так называемые оздоровительные детские сады, детские сады для детей с особыми нуждами (слепых и с нарушениями слуха), и все учреждения по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, лишённых родительской опеки. Частные детские сады принимают детей из более состоятельных семей в небольшие группы.

Система общественного дошкольного образования представлена в виде 4 форм организации обучения: на полный день, на полдня, оздоровительные и специализированные детские сады.

18. Воспитание детей дошкольного возраста в учреждениях Японии и США.

в японских дошкольных учреждениях, и в наших педагог вынужден балансировать между необходимостью подготовки детей к школе и возможностью ребенка полноценно проживать дошкольное детство. Вместе с тем имеются и определенные отличия. Прежде всего, они касаются отношения педагогов к агрессивному поведению дошкольников. Особого внимания также заслуживает опыт работы воспитателей с родителями. Общая ориентация дошкольного образования на развитие рефлективности ребенка, поддер­жку его инициативы, организацию стабильного окружения позволяет говорить о различии содержательных акцентов деятельности дошкольных работников, что может выступить в качестве основания для осмысления организации отечественного дошкольного образования.

Дошкольное воспитание в США осуществляется в дошкольных учреждениях – яслях, детсадах, малышовых и подготовительных дошкольных центрах – общественных и частных заведениях для детей ясельного и детсадовского возраста. Очевидно, что в основном эта особенность и дает ту высокую степень чувствительности к педагогическим новациям всей системы в целом. Плюс к тому же – государство активно стимулирует совершенствование обучающих функций дошкольных заведений, оказывает финансовую помощь в получении дошкольного образования.

В конечном итоге за счет раннего массового вовлечения детей в процесс обучения и воспитания повышается общий уровень школьного образования. Так реализуется простая истина: способность ребенка, его шансы на успешное обучение в школе возрастают, если его с раннего детства приучить к учению и возбудить у него интерес к предмету обучения.

С пятилетнего возраста большинство американских дошкольников воспитываются в детских садах, по существу нулевых классах, в которых малышей подготавливают к обучению в начальной школе, постепенно переходя от игр к чтению, письму, приобретению других необходимых навыков. Дошкольные отделения общественных школ посещают более 60 % всех пятилетних детей. Однако многие родители отдают предпочтение частным дошкольным учреждениям.
19. Интеграция детей дошкольного возраста с разными возможностями развития в зарубежных детских садах.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Современные отечественные психолого-педагогические концепции детства. Концепция Д. Б. Эльконина icon2 Форма слова в подчинительном соединении, в сочинительном соединении...
Основные современные концепции синтаксиса формы слова: концепция В. А. Белошапковой (синтаксические классы словоформ); концепция...

1. Современные отечественные психолого-педагогические концепции детства. Концепция Д. Б. Эльконина iconПрограмма развития доу
Психолого-педагогические подходы к социально-нравственному воспитанию дошкольника. 23

1. Современные отечественные психолого-педагогические концепции детства. Концепция Д. Б. Эльконина iconТематический план дисциплины «Психолого-педагогические технологии...
Рецензенты: Л. А. Пепик, кандидат педагогических наук, доцент (Череповецкий государственный университет)

1. Современные отечественные психолого-педагогические концепции детства. Концепция Д. Б. Эльконина iconВопросы к экзамену по учебной дисциплине
Современные социально-педагогические технологии в процессе социального воспитания в Республике Беларусь

1. Современные отечественные психолого-педагогические концепции детства. Концепция Д. Б. Эльконина iconСвященник Евгений Шестун православная педагогика исторические психолого-педагогические...
Самара: зао "Самарский информационный концерн", 1998. 576 с. Isbn 5-8011-0004-0

1. Современные отечественные психолого-педагогические концепции детства. Концепция Д. Б. Эльконина icon© Л. М. Шипицына, составитель, 1997 от составителя
В пособии представлены современные клинические, психологические и педагогические представления по диагностике и коррек-ционному обучению...

1. Современные отечественные психолого-педагогические концепции детства. Концепция Д. Б. Эльконина iconПлан. Концепция постиндустриального общества. Концепция социального государства
Хх века появились теории, претендующие на системный анализ социально-экономических и политических процессов. Это так называемые концепции...

1. Современные отечественные психолого-педагогические концепции детства. Концепция Д. Б. Эльконина iconБазовые инструменты концепции
Концепция и школа формирования коммуникативной компетенции инженерной элиты России

1. Современные отечественные психолого-педагогические концепции детства. Концепция Д. Б. Эльконина iconВопросы государственного экзамена по психолого-педагогической подготовке
Педагогические технологии) Составитель проф каф. Атлп а. А. Жученко (дополняли Федулова М. А., Митина Ю. А., Радченко Е. В.). Вопросы...

1. Современные отечественные психолого-педагогические концепции детства. Концепция Д. Б. Эльконина iconКонцепция деятельности (развития) бюджетного учреждения Ханты-Мансийского...
Ожидаемые результаты реализации Концепции, целевые индикаторы и показатели изменений результатов и условий деятельности бу «Няганский...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов