ЧАСТЬ 1.
(Теоретическая)
Социология: понятие и предмет изучения, основные функции. Основные понятия социологии.
Социологические теории (Теория позитивизма О.Конта, Органическая теория Спенсера, Теория социального реализма Дюркгейма, «Понимающая социология» М.Вебера, Социологическая теория марксизма)
Общество. Понятие, признаки, классификация.
Общество как система.
Социальные институты. Понятие, признаки, примеры
Семья как социальный институт.
Типология семьи и брака. Современные тенденции в развитии семейно – брачных отношений.
Социальные общности
Классификация социальных групп
Малая группа. Понятие, численность
Социальная стратификация. Понятие, примеры, виды
Стратификация современного российского общества.
Социальная мобильность.
Социальный статус
Социальные нормы и социальный контроль
Культура: ее содержание, основные элементы, особенности социологического анализа.
Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура.
Особенности и проблемы развития современного российского общества. Глобализация.
Часть 2.
(термины)
Агенты первичной социализации
Агенты социализации
Анкетирование
Антропология
Вторичная социализация
Гендер
Доиндустриальное общество
Завершающаяся социализация
Закон неравномерности развития общества
Закрытое общество
Индустриальное общество
Институты посредничества
Институты социализации
Класс
Культура
Личность
Личный статус
Миграция
Мобильность
Начинающаяся социализация
Неравенство
Неформальные отношения
Обучение (освоение) ролям
Общественно-экономическая формация
Община
Открытое общество
Постиндустриальное общество
Психология
Респондент
Роль
Социализация
Социализация
Социальная мобильность
Социальная психология
Социальная работа
Социальная стратификация
Социальная структура
Социальная функция
Социальное взаимодействие
Социальные нормы
Социальные отношения
Социальный институт
Социальный контроль
Социальный состав населения
Социальный статус
Социология
Средний класс
Статус
Стратификация
Формальные отношения
ЧАСТЬ 2.(Задачи) Проиллюстрируйте примерами из художественной литературы (русской и зарубежной классики) какие-либо социологические понятия, ситуации, процессы из курса «Социология», например, по стратификации, социализации, субкультуре, мобильности и т. п.
Составьте статусный портрет российского общества по трем периодам: а) до 1917 г., б) с 1917 по 1990 г., в) после 1990 г. То есть, соотнесите приведенные ниже статусы с историческими периодами.
Президент, партиец, царь (император), бизнесмен, холоп, экономист, инвестор, ремесленник, оружейник, кузнец, ростовщик, гончар, стилист, иконописец, враг народа, дворянин, кредитор, министр, архиепископ, монах, помещик, кожевник, землевладелец, губернатор, спонсор, феодал, декабрист, октябренок, чиновник, боярин, продюсер, крепостной, градоправитель, коммунист, комсомолец, кулак, первый секретарь ЦК КПСС, пионер, князь, красный, смерд, белый, большевик, боярин, меньшевик, товарищ, воевода, клипмейкер, капиталист, граф, новый русский, менеджер, дизайнер, бомж, безработный, рэкетир. Сделайте социологический анализ сказки X . К. Андерсена «Огниво», то есть ответьте на вопросы:
Как изображена социальная структура сказочного общества?
Можно ли найти примеры социальной мобильности?
Перечислите все статусы, которые даны в этой сказке.
К какому типу – открытому или закрытому – относится об щество, изображенное в сказке «Огниво»?
Сравните следующие статусы: слуга, служащий, служка, служилый, служивый, прислуга, находящийся в услужении.
Описать классовую стратификацию на конкретных примерах, позаимствованных из художественной литературы. Раскрыть социальные и культурные отличия трех классов общества.
Словарь
Аграрный – земельный, относящийся к землевладению, землепользованию, напр., аграрный вопрос.
Анкетирование – вопросно-ответная форма организации текста.
Антропология – изучает поведение древних людей в примитивных культурах, их традиции, обычаи.
Вождество – зрелая стадия первобытной общины с вождем и бигменами во главе.
Доиндустриальное общество (традиционное общество) – общество, в котором определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами.
Жизненный цикл – понятие, описывающее относительно замкнутые и качественно отличающиеся этапы жизни отдельного человека или общества.
^ – совокупность преимущественно правильных суждений о практической жизни людей, состоящих из неких норм и принципов, регулирующих поведение человека и помогающих ему приспособиться к действительности.
Индустриализация – применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тягловые животные.
^ – это позиция человека в малой группе.
Методика и техника – конкретные приемы и процедуры построения выборочной совокупности, разработки анкет, бланков, наблюдения или интервью, сбора и анализа данных и т. д.
Методология – это учение о методе, то есть совокупность теоретических положений о том, какова природа научного знания, как устроена научная теория и как она развивается, о том, как строятся гипотезы и происходят их эмпирические подтверждения, как надо концептуализировать и операционализировать понятия, строить выборочную совокупность, делать логический анализ данных и т. д.
^ – совокупность философских и общетеоретических суждений о природе и сущности той реальности, которую изучает данная наука.
Политология – наука о поведении людей, которые участвуют в борьбе за власть: прямо (политические партии, парламент) или косвенно (все остальные люди).
^ – разновидность оперативного исследования, проведенного на одном объекте (банк, предприятие, село) с целью диагностики социальной ситуации и разработке практических рекомендаций, направленных на решение конкретной проблемы.
Психология – наука о поведении людей (человека) и их (его) внутреннем мире в независимости от принадлежности к той или иной группе
Общая теория – совокупность логически взаимосвязанных суждений о структуре и закономерности развития отдельного фрагмента данной реальности.
Отрасль социологии – это совокупность научных концепций, эмпирических и прикладных исследований, охватывающих либо крупную сферу общества, либо крупное социальное явление.
Респондент – опрашиваемый
Сложные общества – общества, имеющие сложноразветвленную иерархию управления, городское устройство, товарно-денежные отношения, социальное неравенство и социальная стратификация (рабство, касты, сословия, классы).
Социология – наука о поведении людей как представителей больших социальных групп: классов, сословий, наций, профессий и т. д.
Социальная психология – наука о поведении людей как представителей малой социальной группы: семьи, бригады, спортивной команды, группы сверстников и т. д.
Социальное пространство – совокупность точек на воображаемом континууме, имеющем заданное число осей измерения (координат), которые описывают структуру общества.
Социальный институт – совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений.
Социальный состав населения – совокупность всех больших социальных групп.
Социальная структура – совокупность всех статусов, существующих в данный исторический момент в данном обществе.
Социальная стратификация – совокупность больших социальных групп, расположенных сверху вниз по степени неравенства неодинакового дохода, власти, образования и престижа.
Статус – позиция индивида в группе и/или обществе.
Стихийная социология – складывающееся в процессе социализации социологическое видение мира, социологический образ мышления, которые опираются не на достижения научного знания, а на личный жизненный опыт и здравый смысл.
^ – логически взаимосвязанная совокупность конкретно-научных понятий и суждений, которые описывают отдельные явления или процесс и которые можно проверить и подтвердить эмпирическим опытом.
Экономика – наука о поведении людей в рыночной ситуации.
^ – организованный в соответствии с требованиями научного метода сбор и анализ первичных данных, подтверждающих или опровергающих частную теорию, и направленный на приращение нового знания.
^ (неолит – новый каменный век) – переход от охоты и собирательства к земледелию.
Общественно-экономическая формация – общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенного типа общества.
Общины – объединения нескольких групп людей, связанных взаимными браками, кооперацией труда и общей территорией.
Письменные общества – владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях.
^ – общество, где основной производительной силой выступают наука и новые интеллектуальные технологии. Большинство работников заняты в обслуживании: торговля, финансы, транспорт, здравоохранение, досуг, наука, образование, правительство.
Простые общества – общества, не имеющие сложной управленческой структуры.
Урбанизация – переселение людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения.
Цивилизация – 1) историческая эпоха, пришедшая на смену «варварству», 2) высший этап развития человечества, 3) культурно-географическое образование, например, восточная, западная, китайская цивилизации, 4) глобальная цивилизация, охватывающая планету.
Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.
Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус.
Внутриролевой конфликт – противоречие (статусная несовместимость) между ролями одного ролевого набора.
Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.
Агенты первичной социализации – родители, близкие и дальние родственники и другие представители первичной группы.
Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
Вторичная социализация – социализация, на которую решающее влияние оказывает вторичная группа.
Институты посредничества – репетиторы и подготовительные отделения, помогающие абитуриентам успешно подготовиться к поступлению в вуз.
Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Кризис – любая точка перелома в социальном процессе, где старые механизмы или способы решения проблемы уже не действуют, а новые механизмы или способы решения еще не действуют.
^ – контакты или взаимоотношения между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которых не регулируются никаким документом, но определяются только участниками самого взаимодействия.
^ – социализация, на которую решающее влияние оказывает первичная группа.
Формальные отношения – контакты или взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент которых регулируется каким-либо документом.
Абсолютная бедность – такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость.
Бедность – экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа.
Закрытое общество – жесткая социальная структура, препятствующая перемещениям людей не только вверх по социальной лестнице, но и вниз.
Каста – социальная группа (страта), членством в которой человек обязан исключительно своему рождению.
Класс – большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.
Миграция населения – перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства (переселение людей из страны в страну, из района в район, из города в деревню и обратно, из города в город, из деревни в деревню).
Мобильность – смена статуса, перемещение индивидов из одной социальной группы в другую.
Неравенство – неодинаковый доступ больших социальных групп людей (страт, слоев, сословий, каст, классов) к экономическим ресурсам, социальным благам и политической власти.
Новый средний класс – представители свободных профессий и менеджеры: инженеры, программисты, врачи, адвокаты, ученые и преподаватели и т.д.
Открытое общество – общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.
Относительная бедность – невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе.
Порог (черта) бедности – это сумма денег (обычно выражается в долларах или рублях), официально установленная в качестве минимального дохода, позволяющего индивиду или семье приобретать продукты питания, одежду, оплачивать жилье.
Приличествующий уровень жизни – это количество материальных благ, позволяющих человеку вести достаточно комфортный уровень жизни, не чувствовать себя ущемленным, вести достойный образ жизни, удовлетворяя все разумные потребности.
Прожиточный минимум – набор товаров и услуг (выраженный в ценах реальных покупок), который позволяет человеку удовлетворять минимально допустимые, с научной точки зрения, потребности; стоимостная оценка суммарного потребления человека или семьи, определяемая на основе минимальной потребительской корзины.
Профиль стратификации (неравенства) – графическое выражение распределения высшего, среднего и низшего классов общества (%), принимает вид пирамиды, ромба и др.
Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.
Старый средний класс – а) в Европе мелкая и средняя буржуазия, ремесленники, б) в России госслужащие и интеллигенция, при советском строе входившие в средние слои.
Социальная стратификация – иерархическое расположение в вертикальном порядке социальных групп по принципу неравного доступа по четырем дефицитам блага: доходу, власти, уровню образования, престижу.
^ Задача 1. Наглядной зарисовкой «социальной лестницы» русского города прошлого столетия является комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Особенно ярко прорисованы черты российского чиновничества: взяточничество борзыми щенками Тяпкина-Ляпкина, казнокрадство (церковь, которую растащили по частям), грубый произвол городничего по отношению к купцам («придет в лавку и, что ни попадет, все берет...») и пр. Эти фрагменты иллюстрируют не только социальную стратификацию российского общества, но и особую субкультуру чиновничьей корпорации.
В иносказательной форме предстает перед читателем процесс социализации (скорее, правда, негативной) в басне ^ : «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь». В этом выводе Соловья о попытках мартышки, осла, мишки и козла создать музыкальный коллектив отражены все трудности процесса социализации (в данном случае в профессиональном отношении).
Примером социального конфликта может служить сюжет повести ^ . Вырастая из личной обиды (Дубровский неодобрительно отзывается об условиях жизни слуг Троекурова по сравнению с собаками, а один из псарей заявляет, что «иному барину неплохо бы променять усадьбу на собачью конуру»), конфликт перерастает в ожесточенное противостояние не только помещиков, но и их дворовых и крепостных людей. Крестьяне покойного отца Владимира Дубровского отказываются переходить к чужому барину и поджигают усадьбу (гл. 6).
Традиционным стало обращение к роману ^ с целью иллюстрации процесса социализации «лишнего человека». Но в контексте современных проблем России не менее интересен вопрос национальной специфики и самобытности менталитета горских народов. Красноречивый пример тому – описание свадьбы местного князя и история жизни Казбича.
Яркой картиной крестьянской жизни крепостной России является поэма ^ . Социологические понятия «бедность», «нищета» обретают свою кровь и плоть: «Страшна семья крестьянская в тот час, как ей приходится кормильца потерять». Бедность диктует и особую линию поведения. Мужик, пропивший все деньги на ярмарке, вместо того, чтобы купить домашним подарки, вызывает сочувствие, но не желание помочь: «Так сам ни с чем останешься». Непременным спутником бедности и «непроходимости» нарисованной поэтом жизни социальных низов выступает пьянство: «Умны крестьяне русские, одно нехорошо, что пьют до одурения, во рвы, канавы валятся – обидно поглядеть!» И это явление скорее социального порядка: «Придет печаль великая, как перестанем пить!»
^ В романе противопоставляются два поколения, то есть поколение отцов и поколение детей. Рассматриваются два различных взгляда на жизнь и на то, как надо жить, один взгляд – более старшего поколения, а другой – молодежи. Здесь показана субкультура молодежи. Этой субкультурой предписывалось отрицание живых чувств и эмоций человека, науки признавались только естественные. Человек превращался в типичный механизм. А люди же старшего поколения, то есть поколения отцов, имели совершенно другую субкультуру. Одни жили по сухим законам нигилизма, отрицая психические и психологические аспекты человека, другие, наоборот, признавая индивидуальность и возможность различных внутренних переживаний каждого индивида.
Комедия в стихах «Горе от ума» А. Грибоедова. В комедии показано общество, где все его члены стремятся к достижению более высоких статусов и наиболее выгодного положения. Они добиваются престижа с помощью того, что «прислуживаются», не служат, а именно «прислуживаются». Все зависит от того, кто кому в большей мере угодит. Речь о честной службе не идет. А что касается образования – то это общества считало его пустой тратой времени. В этом обществе жизнь состояла из постоянных развлечений, балов и званных ужинов.
Яркий пример социальной мобильности видим в сказке ^ Когда рыбак поймал золотую рыбку, она обещала исполнить любое его желание, если он отпустит ее на волю. Сначала он попросил для старухи корыто, потом уже старуха пожелала стать барыней, а старик, соответственно, становился барином. Хотя они были бедными стариком и старухой. Он – простым рыбаком. А с помощью золотой рыбки им удалось изменить свой статус, перебраться в более высокий класс. Здесь мы наблюдаем пример вертикальной восходящей мобильности. Но что происходит со стариком и старухой? Желания старухи становятся все более и более требовательными, она никак не может остановиться на том, что уже имеет, и хочет все большего. А в результате она наказана, превратившись в ту же старуху у разбитого корыта, которой она была с самого начала. Тут уже пример вертикальной нисходящей мобильности. В общем же здесь можно говорить о внутрипоколенной мобильности, так как данный процесс – сначала повышение положения, а затем понижение – наблюдается в течение одного поколения.
На примере романа ^ я хочу попытаться показать, что в любом обществе существуют социальные нормы, то есть предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения, и что за несоблюдением или соблюдением общественных норм следуют социальные санкции. Социальными нормами предписывают, как и что человек должен делать, а иногда и что думать, как например, в «Мастере и Маргарите». В этом романе изображена творческая интеллигенция, в которой нормой считался атеизм, пропагандировавшийся во всех литературных сочинениях. Здесь даже не допускались иные формы мышления, и соответственно, не признавались иные по содержанию произведения. Показана строгая цензура, предписывающая, что писать и как, стандартный и неоригинальный ход мыслей. За норму признавалось общество, в котором не было места добру и теплу. И Мастер, который создал произведение, не похожее на остальные, в котором высказал другие взгляды, жил другой жизнью, не похожей на остальные. А в результате он наказан обществом за сделанное. Он оказывается в психиатрической больнице. То есть по отношению к нему были предприняты негативные социальные санкции. Неформальные – непризнание его мыслей и сочинения, а формальные – изоляция от общества в психиатрическую больницу. Его поведение и мысли не явились нормой для данного общества. С другой стороны, мы видим применение негативных санкций по отношению к обществу, которое не приняло Мастера, на примере борьбы Зла со злом, то есть Зла сверхъестественного (в лице Воланда) и зла земного, людского. Со стороны Зла мы видим применение к Мастеру позитивных неформальных санкций: встреча с Маргаритой, встреча и соединение их сердец на балу у Сатаны.
Пример применения социальных санкций мы можем также найти в романе ^ . Когда человек выходит из-под контроля механистического и математического общества, то его лишают фантазии и он уподобляется машине, которой управлять легче, чем человеком, наделенным мечтами, чувствами, надеждами. Это происходит с главным героем романа. Его пугает то, что он начинает в себе замечать. Он думает, что он не здоров, потому что в этом обществе не принято так думать и чувствовать, социальными нормами предписано совершенно другое. И он наказан, к нему предприняты формальные негативные социальные нормы – его лишают фантазии, что обычно в таких случаях в данном обществе и совершается.
Задача 2.До 1917 года. Царь (император), боярин, холоп, смерд, князь, граф, ремесленник, оружейник, кузнец, ростовщик, гончар, иконописец, дворянин, воевода, министр, архиепископ, монах, помещик, кожевник, землевладелец, губернатор, феодал, декабрист, чиновник, боярин, крепостной, градоправитель. 1917–1990 годы. Коммунист, партиец, комсомолец, кулак, первый секретарь ЦК КПСС, пионер, октябренок, красный, белый, враг народа, большевик, меньшевик, товарищ, капиталист. После 1990 года. Президент, бизнесмен, новый русский, менеджер, кредитор, спонсор, экономист, инвестор, продюсер, клипмейкер, дизайнер, стилист, бомж, безработный, рэкетир. Задача 3.А) Общество имеет сословный характер и делится на высшее (король, королева, принцесса, фрейлина, офицеры, королевский совет) и низшее (слуги, солдаты, ведьма...) сословия. Б) В сказке есть примеры вертикальной социальной мобильности: а) солдат становится королем – это внутрипоколенная восходящая мобильность; б) принцесса становится короле вой – внутрипоколенная и восходящая. В) Статусы, встретившиеся в сказке: 1. Солдат – достигаемый социальный статус. 2. Ведьма – этот статус может быть и достигаемым, и при писываемым, поэтому назовем его смешанным. 3. Слуга – достигаемый статус. 4. Друг – достигаемый статус. 5. Фрейлина – достигаемый статус. 6. Король – приписываемый статус. 7. Королева – приписываемый статус. 8. Принцесса – приписываемый статус. 9. Офицеры – достигаемый статус. 10. Мальчишка-сапожник – достигаемый статус. Г) Сказочное общество относится к закрытому типу. Задача 4.Прежде чем сравнивать данные статусы, необходимо дать четкие определения данных понятий. Слуга. Домашний работник для личных услуг, для исполнения поручения господина, барина; лакей. Служитель в доме, при лице; состоящий в домашнем услужении. Служащий. Лицо, работающее по найму в различных облас тях умственного труда. Человек, состоящий на какой-либо службе. Служка. Слуга при монастыре или архиерее. Монастырский или архиерейский слуга, прислужник; служки давались от волостей, где обязанность эту возлагали на семью малорослых или негодников взамен рекрутства и других повинностей; в служки идут и бельцы на послушание или по найму. Малорослый мужичонок – за малорослостью не взят в солдаты. Негодник – не способный на службу в солдаты. Служилый. В Московской Руси: относящийся к несению государственных, военных обязанностей. Служивый, или подлежащий службе, обязанный. Служивый. Солдат, военнослужащий. Военнослужащий, ниж ний чин, служащий или отставной. Прислуга. В дореволюционном быту: домашняя работница. Слуги в доме, дворня, люди для домашних работ и услуг. ^ Услужение: быть в услужении – на службе, преимущественно для личных услуг, в качестве слуги, прислуги. Судя по названиям, данные статусы существовали в доре волюционной России. Поэтому нельзя рассмотреть данные статусы с точки зрения четырех главных измерений стратификации: дохода, власти, образования и престижа, и отнести их к тому или иному классу, так как в то время в России был совсем иной тип стратификации – сословия. Слуги, прислуга, находящиеся в услужении скорее всего принадлежали к сословию мещан. Служивый был скорее всего выходцем из сословия крестьян, как и служка. А вот служащий по Табелю о рангах мог быть и мещанином (почтово-телеграфные служащие) и даже дворянином (например, Пушкин был камер-юнкером). Можно лишь сказать, что статус служащего имеет более высокий ранг, чем все остальные статусы, потому что служащие занимаются преимущественно умственным трудом. Люди, занимающие все остальные статусы, занимались преимущественно физическим трудом. Также можно сказать, что все данные статусы являются социальными и относятся к категории профессиональных статусов, только служка, на мой взгляд, относится к категории религиозных статусов. Также можно сказать, что статусы служилого и служивого полностью несовместимы со статусом служки, так как в служки брали людей, негодных к воинской службе. «Слуга», «прислуга» и «находящийся в услужении» по существу являются разными наименованиями одной и той же позиции, которую может занимать индивид в обществе. Задача 5. Высший класс Мне кажется, что одним из лучших авторов, описывающих высший свет, является Л. Н. Толстой и его произведение «Война и мир». В своем романе-эпопее он достаточно полно описал высший класс. Его описание не ограничивается только модой, манерой поведения героев, Толстой пытается передать внутреннее состояние высшего сословия. Очень часто Толстой использует в диалогах своих героев французский язык, так как в то время французский язык был не только моден, но и показывал принадлежность к «большому свету». Ярко и полно автор описал светское общество в эпизоде «Вечер у Анны Павловны Шерер». В ее салоне можно увидеть самых разных людей: «Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили...» Несмотря на всеобщую принадлежность к одному классу, существовала некая иерархия в салоне у Анны Павловны, например, княгиня Волконская относится к верхней страте высшего класса, а Пьер Безухое – к нижнему слою высшего класса, и, следовательно, отношение к ним разное: «Анна Павловна приветствовала его (Пьера Безухова) поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне». В салоне мадам Шерер большое внимание уделяется доходу семьи и происхождению. К примеру, можно взять Пьера Безухова («незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи графа Безухова»), с которым все общались, смотря сверху вниз, и тетушку Анны Павловны, пред которой «все гости совершали обряд приветствия». Для женщин, посещавших салон, важны были наряды, внешняя красота и удачные браки. Практически все они лживы, и за их красивыми улыбками скрывались только вежливые манеры и нежелание быть осмеянными. Для мужчин важны доход, происхождение, умение поддержать беседу. Общаются они, как правило, с людьми, нужными им, несмотря на то, что некоторые люди им даже противны. Очень важны связи. Делая вывод, можно сказать, что, описывая вечер светского общества, Толстой показал всю неестественность высшего класса и свою неприязнь к нему. А теперь возьмем к примеру книгу зарубежного автора: Маргарет Митчел «Унесенные ветром». Действия в книге происходят в конце XIX века в штате Джорджия, и главной героиней является Скарлетт О'Хара. Для девушки, принадлежащей к высшему классу, важно было: закончить частный пансион, иметь хорошие манеры, уметь вести разговор, но при этом не показывать, что она умнее мужчины, хорошо танцевать, иметь большой гардероб и не появляться на торжествах в одном и том же наряде. Для семьи важно было: иметь большие плантации, более сотни рабов, иметь высокий доход, иметь важные связи. Дом членов высшего общества должен быть «безукоризненных пропорций – с высокими колоннами, широкими верандами и плоской кровлей, – горделивое и радушное, как женщина, которая зная силу своих чар, щедра и приветлива ко всем». Сравнивая с высшим обществом из романа Толстого, можно сказать, что Маргарет Митчел не стремилась показать каких-то холодных, лживых людей. Для нее они обычные люди, соблюдающие правила поведения в данном обществе и привыкшие жить только по таким законам и нормам. Но люди, не уважающие нормы и правила, являются изгоями светского общества и «не принимаются ко двору» (пример, Ретт Батлер). Средний класс Для того чтобы рассмотреть средний класс, я взяла два произведения: «Нос» Н. В. Гоголя и «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Для начала повесть «Нос» Гоголя. «Нос» – сатирическое произведение, высмеявшее и простой народ, и майоров. Мне кажется, что средний класс, описанный в повести, можно разделить на верхний и нижний. Цирюльник Иван Яковлевич относится к среднему нижнему классу. У него есть работа, собственное жилье, каждое утро он пьет кофе, может позволить себе зайти в кафе и заказать стакан пунша. Но он был ужасным пьяницей, вечно небритым, фрак его был пегим, «то есть он был черный, но весь в коричнево-желтых и серых яблоках: воротник лоснился, а вместо трех пуговиц висели только ниточки». Коллежский асессор Ковалев принадлежит к среднему верхнему классу. У него и собственное жилье, и слуги, и зарабатывает неплохо. Чтобы придать себе благородства называл себя майором. «Воротничок его манишки был всегда чрезвычайно чист и накрахмален. Бакенбарды у него были такого рода, какие и теперь еще можно увидеть у губернских и уездных землемеров, у архитекторов и полковых докторов... и вообще у всех тех мужей, которые имеют полные, румяные щеки и очень хорошо играют в бостон... Майор Ковалев носил множество печаток сердоликовых и с гербами...» Гоголь иногда акцентирует внимание на принадлежности к тому или иному классу, и всегда его акцент выражается в иронии к своим героям, высмеивании их. Для классовой характеристики автор использует только самые смешные подробности, тем самым показывая недоразвитость, глупость верхов и простодушие и повиновение низов. В повести Тургенева «Отцы и дети» средний класс показан достаточно однородно. Рассмотрим, как Тургенев описывает семью Кирсановых. Главой семьи является Николай Петрович Кирсанов, у которого имеется «хорошее имение в двести душ», или, как он выражается «с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел «ферму», – в две тысячи десятин земли». В доме обязательно присутствие слуг. Воспитывался Николай Петрович, окруженный гувернантками, закончил университет. И он, и его сын, который тоже закончил университет, знают французский язык (дань моде), но используют его не так часто, как герои Толстого. Все герои повести следят за своим внешним видом. У них хватает денег, чтобы позволить себе маленькие прихоти, например, маникюр. Все хорошо и элегантно одеты. Средний класс у Тургенева отличается от среднего класса Гоголя. Тургенев не пытается высмеять правила поведения, манеру держать себя в обществе, как это делает Гоголь. Тургенев показывает людей такими, какие они есть. Можно даже провести параллель между классовым описанием Толстого, Митчел, Гоголя и Тургенева. Толстой – Гоголь, Митчел – Тургенев. Гоголь, так же как и Толстой, недолюбливает своих героев. У Гоголя это проявляется в иронии, а у Толстого в презрении, иногда даже открытом. Но существует и разница между Гоголем и Толстым: Гоголь не любит героев повести, несмотря на их классовую принадлежность, а Толстой не любит не своих героев, а светское общество в целом. Митчел и Тургенев относятся к членам того или иного класса спокойно. Они только описывают их жизнь, как она есть, не проявляя своего отношения к тому, к какому классу они принадлежат. Низший класс Для описания низшего класса я использовала следующую литературу: М. Горький «На дне», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» и О. де Бальзак «Шагреневая кожа». По произведению Горького «На дне» было сложно анализировать низший класс, так как это пьеса и описание сводится к минимуму. Но несмотря на все это, можно сказать, что герои пьесы живут в «подвале, похожем на пещеру. Потолок – тяжелый, каменные своды – закопченные, с обвалившейся штукатуркой... Везде вдоль стен – нары... Посредине ночлежки – большой стол, две скамьи, табурет, все – некрашеное и грязное. «В одной комнате сразу живут три человека, в другой комнате – два человека. Денег ни у кого нет, заплатить за ночлежку нечем, одеты в лохмотья, очень худы и грязны. Все сожители кашляют, есть им нечего, если только чья-нибудь «добрая душа не подкинет» им еды. Мужчины – пьяницы. Горький дал необычайно яркое представление о социальных низах общества. Он показал, как происходят процессы умственного брожения даже в отсталых слоях народа. Горький показал действительность, как она есть на самом деле, ничего не приукрасив. В «Преступлении и наказании» Достоевского я остановлюсь на описании жизни Раскольникова. Ведь в совершении им преступления отчасти было виновато отсутствие денег. Раскольников жил в каморке, которая больше походила на шкаф, чем на квартиру. Он был задавлен бедностью. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу... Он был очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел. У Раскольникова не было денег, не было нормальной еды, не было нормального жилья, поэтому и стали Раскольникова посещать мысли об убийстве и грабеже, ему нечего было терять, кроме своей жизни, но такую жизнь не жалко потерять. Достоевский описывает его существование во всех красках, показывая до чего может довести человека обстановка, которая практически ничем не отличается от состояния кошелька Раскольникова, общество, в котором он живет. Достоевский критикует не героя своего романа, а его окружение. Думая, какую еще книгу, какого автора взять для раскрытия низшего класса, я вспомнила о Бальзаке и его «Шагреневой коже». Бальзак описал бедность героя до мелочей: «На молодом человеке был отличный фрак, но галстук слишком вплотную прилегал к жилету, так что едва ли под ним имелось белье. Его руки, изящные, как у женщины, были сомнительной чистоты, – ведь он уже два дня ходил без перчаток. «Полученные от отца деньги он разделил так, «что трехсот шестидесяти пяти франков в год» ему будет хватать на жизнь: «На три су – хлеба, на два – молока, на три – колбасы; с голоду не умрешь, и дух находится в состоянии особой ясности... Комната стоила три су в день, за ночь я сжигал на три су масла, уборку делал сам, рубашки носил фланелевые, чтобы на прачку тратить не больше двух су в день. Комнату отапливал я каменным углем, стоимость которого... не превышала двух су. Платья, белья, обуви мне должно было хватить на три года – я решил прилично одеваться, только если надо было идти на публичные лекции или же в библиотеку. «Но деньги кончились, и герой оказался в «острой нужде». Появляются мысли о самоубийстве. У героя не хватает сил, чтобы как-нибудь поправить свое положение. Единственный выход – самоубийство. Бальзак, так же как и Горький, и Достоевский, не винит человека в его бедности, а винит общество. Бедность – не порок, но плохо то общество, которое доводит до такой бедности. Можно провести параллель между Горьким, Достоевским и Бальзаком, но никак нельзя сравнивать их с Толстым, Митчел, Тургеневым и Гоголем. Эти три автора описывают совсем иной мир, чем другие. Заканчивая, я хотела бы сказать, что несколько удивлена тем, что насколько диаметрально противоположен дух описания высшего и низшего классов, настолько, что их даже невозможно проанализировать относительно друг друга. Читая Достоевского, Горького и Бальзака, попадаешь совсем в другой мир, где не человек – властелин своей судьбы, а его бедность. |