Скачать 154.63 Kb.
|
Искусство Древней Греции Периодизация:
Ведущий вид искусства в Древней Греции – скульптура. В 6 веке до н.э. В Греции появляется театр. Носил массовый характер. В Древней Греции создана первая история искусства – «Поэтика» Аристотеля и теория скульптуры – «Канон» Поликлета. Тип храма в Древней Греции – прямоугольное здание с колоннами. Искусство Греции периода архаики. ^ с греческого значит древний. Что нужно знать о социально-политической обстановке того времени, в которой шло формирование искусства:
^ Главная особенность – в этот период были заложены основы всех видов искусства (была разработана ордерная система в архитектуре, развивалась скульптура, появились разные стили росписи ваз). ^ Дорический(Парфенон, Святилище Зевса в Сиракузах) Ионический (храм Артемиды в Эфесе) Коринфский (храм Аполлона в Бассах) Определение ордера: ^ Знать что такое антаблемент(верхняя часть здания, лежащая на колоннах) Скульптура архаики – образ куроса и коры, что они собой представляют. Вазопись – знать основные стили: геометрический, ориентализирующий, чернофигурный (крупнейший мастер такой росписи Эксекий), краснофигурный) ^ Особенности этого периода:
Произведения высокой классики таблица
^ Главные особенности этого периода, которые надо понимать:
Скульпторы и их произведения таблица
Эллинизм Особенности:
Произведения:
Что важно знать про ^ Это крупнейший памятник эпохи эллинизма, созданный в 180 году до н.э. Он представляет собой алтарь Зевса в Пергаме (ныне в Берлинском музее Пергамон). Алтарь посвящен битве пергамцев с галлами. Пергамцы победили, а победу увековечили в скульптурной группе. Они прибегли к аллегории – бой между пергамцами и галлами изображен как схватка богов с титанами. Особенность этого алтаря в том, что побежденные изображены благородными людьми! Искусство Древнего Рима Периодизация:
Знать основные моменты искусства этрусков (в общих чертах) Господствующий вид искусства в Др.Риме – архитектура. В римских постройках впервые появляется конструкция свода. В искусстве на первом плане утилитарные функции. Для римлянина искусство – средство разумной организации жизни. В римской художественной культуре ведущее место занимают архитектура, инженерные поиски, скульптурный портрет, выражающий и повествующий о деяниях правителей исторический рельеф. В Древнем Риме совершается разделение искусства на официальное и отвечающее запросам частных лиц ( то есть заказчиков). Особенно велико было значение архитектуры, сочетавшей идеологические функции с организацией общественного быта. Основные памятники, которые нужно знать: термы Каракаллы и Диоклетиана, акведуки в Галлии(«Гардский мост»), Аппиева дорога, Колизей, конная статуя Марка Аврелия, триумфальные арки. Искусство европейского Средневековья. Искусство Византии Особенности:
Главная особенность- утонченный спиритуализм- высокая духовность и яркая художественная форма. Периодизация: Золотой век – 4-середина 7 века Иконоборческий период 7-9 века Македонское Возрождение 10-15 ^ в Византии – «Добрый пастырь». Памятники Византии (по названиям знать все и где находятся, желательно постройка и архитектурные особенности, но местонахождение и названия наизусть)
Романское искусство Термин означает, что храмы строились по римскому образцу, т.е. из камня со сводчатыми перекрытиями. Храмы строились по местам паломничества, по местам крестовых походов. Внутри храма скульптуры не было, только снаружи. Центр романики – Франция. Наряду с храмами строили замки. Главная башня называлась Донжон. Примеры построек
Готическое искусство Термин появился в 19 веке, как оскорбление, что значит варварское искусство. Основные понятия – нервюры, аргбутаны. Что? Зачем нужны? Особенности готики в разных странах: в Италии не получила широкого развития. Там даже в период готики строили романику, так как не было разрыва с античностью. Особенность готики в том, что каждый храм посвящен определенной идее. Нотр Дам де Пари-прославление Богоматери, Шартрский – единство земной и небесной жизни, Реймский прославление королевской власти, Амьенский – прославление неба. ^ в готике – нищий, скорбящий странник, огромная душа в тщедушном теле. Эпоха Возрождения Периодизация: Дученто, Треченто – конец 13-14 века Кватроченто 15 век Чинквиченто конец 15-16 века Особенности:
Центр итальянского искусства – Флоренция. Предшественник Возрождения Джотто ди Бандоне. Работы в капелле дель Арена (термин «Евангелие для неграмотных»). «Поцелуй Иуды» (первое в мировом искусстве изображение поединка взглядов). Росписи в церкви Санта-Кроче. Проект колокольни для флорентийского собора Санта Мария дель Фиоре. Основоположники итальянского Возрождения: Мазаччо (живопись), Донателло (скульптура), Бруннелески (архитектура). Основные работы
^
^ Термин Северное Возрождение носит условный характер. Появилось на сто лет позже итальянского. Связано не с античностью, а с готикой. А с античностью мастера Северного Возрождения познакомились только благодаяря Возрождению в Италии и использовали их опыт. Особенности Северного Возрождения:
В искусстве Северного Возрождения очень сильна средневековая аллегория. Искусство Северного Возрождения носит ярко выраженный народный отпечаток – очень развит бытовой жанр. Основоположники Северного Возрождения – братья Ван Эйки. Главная их работа Гентский алтарь.(в городе Гент, Бельгия). От Губерта Ван Эйка до нас не дошло ничего, кроме аклтаря, а от Яна «Портрет четы Ариольфини», автопортрет «Мужчина в тюрбане», портрет супруги Маргариты Ван Эйк, «Святая Варвара», «Мадонна канцлера Роллена» Это ранний период голландского Возрождения, далее поздний. Поздний период. Начинается этот период с ^ . Творил в эпоху Возрождения, но человека никогда не прославлял. Он использовал средневековую аллегорию и символику. Язык произведений Босха представал для современников новым. Он предвосхитил искусство 20 века. Если сравнит картины Босха и Дали, то можно общее в образах – символах, нуждающихся в расшифровке, персонажи напоминают кошмарные сны. Полотна у Босха яркие, хотя сюжеты ужасающие. Если посмотреть на его персонажи, то можно увидеть, что он издевается над нищими, монахами, власть имущими, но никогда над средним классом – бюргерами. Когда Фландрию (ныне Бельгия) завоевали испанцы, они увидели его полотна, но они нам не понравились, но они заметили пророческу правду в его полотнах, поэтому все были сохранены. Основные работы на мифологические темы. Главные работы – «Несение креста», «Корабль дураков», «Сад земных наслаждений» ^ Побывав в молодости в Италии он понял, что все, что можно было сказать в красках овеличии человека итальянцами уже сказано, поэтому он видит свои задачи в следующем:
Крестьянство не идеализировал, как иногда принято считать. Серия жанровых полотен, где мы видим простое к ним уважение за их труд. «Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба», «Уборка урожая». Самая известная работа «Избиение младенцев в Вифлееме». Здесь однако изображен не библейский сюжет, а аллегория испанского завоевания. Герцог Альба и его завоевание Фландрии.То же и в картине «Поклонение волхвов»-речь на самом деле о современной Голландии. Серия «Времена года». Лучшая картина из этой серии «Зима» или «Охотники на снегу». В этой картине пейзаж поднимается до значения монументального искусства. В последних работах Брейгеля мир предстает как печальное зрелище человеческой суеты. Картина «Страна лентяев» - сатирическое изображение всех классов голландского общества. Последний аккорд его творчества картина «Слепые» - мы видим сельский пейзаж, но идущие на картине не замечают его и красоты мира. Леон Батиста Альберти (архитектор) – писал об использовании геометрии в разбивке сада. Вторая половина 15 века начинает складываться теория о разбивке садов, в 16 веке она сложиться окончательно. В 16 веке сады начинают украшать античными статуями. Перголы – арки на которых располагалась зелень, чтобы затенять определенные участки сада. 1530-50е года складывается тип маньеристического сада. Гольбейн «Мертвый Христос». Есть версия, что это часть несохранившегося алтаря. Образ Христа написан с утопленника. Это образ Христа одинокого в своей смерти (нет рядом ни учеников, никого), реалистично изображены признаки разлагающейся плоти. Господствует натурализм, нет одухотворенности. Был основоположником английской портретной живописи, но не национального английского портрета, который появился в 18 веке. Эту разницу понимать! Римменшнейдер. Алтарь «Святой крови», создан для хранения капли крови Христа. ^ Общественные события: Английская буржуазная революция. Война между Англией и Францией. Италия и Германия раздроблены на отдельные княжества. Испанская феодальная монархия владела югом Италии и Фландрией. В Англии от абсолютной монархии к республике, затем в 1689 конституционная монархия. Голландия откололась от Испании. Сложились две основных школы – Фландрия и Голландия. Во Франции абсолютная монархия. Вывод: все страны были на разных ступенях развития. Личность: На смену гуманизму Возрождения приходит скепсис и разочарование. Ибо человек не оправдал той высокой роли, которую приписывало ему искусство Возрождения. Взгляд на человека не как на венец творения, а как на часть этого творения. Это отразилось в искусстве 17 века. Шекспиром написан Гамлет. Цитата: « Венец всего живущего, а для меня он лишь квинтэссенция праха». Особенность: сложное взаимодействие разных стилевых направлений, т.е. наиболее распространенным стилем было барокко (родился в Италии, получил развитие в Испании и Фландрии), но также Франция – родина классицизма, Голландия – реализма и все эти направления взаимодействовали с барокко. ^ Термин в преводе означает «вычурный, причудливый», с португальского «жемчужина неправильной формы». Черты:
Классицизм. В отличие от барокко имел теорию. С латинского «образцовый». Это триумф четкости, строгости, умеренности. Черты:
Синтез барокко и классицизма – Версаль (снаружи классицизм, внутри – барокко) Караваджо. «Давид с головой Голиафа», «Юноша с лютней», «Уверение Фомы», «Обращение Савла» Караваджизм – направление европейского искусства, основоположник Караваджо, характерно – интерес к натуре, подчеркнутый реализм, важную роль играет светотень. ^ Эль Греко. «Золотой век» испанского искусства не совпал с «золотым веком» испанского государства. Расцвет испанской феодальной монархии - первая половина 16 века, но «золотой век» искусства (начинается с архитектуры и литературы, а потом живопись) – это 80е 16 века и 80е 17 века. В этот период у испанской монархии кризис, но у искусства – расцвет. Главный памятник испанской архитектуры – дворец «Эскуриал» - резиденция королей, напоминает крепость, построен в стиле позднего Возрождения. «Золотой век» начинает художник Доменикос Теотокопулос или Эль Греко. В Венеции на него огромное впечатление произвел Тициан. Эль Греко, который рос в патриархальной греческой среде был чужд королевским интригам Мадрида, поэтому он переезжает в старый Толедо. Там создал лучшие работы. Он в своем творчестве не эволюционировал, как его манера сложилась еще в Венеции, так и писал. Портретист, пейзажист, мифологический жанр. Герои Эль Греко снедаемы внутренним огнем. Он работал только в мастерской и только при искусственном освещении. «Денной свет мешает моеиу внутреннему». У героев вытянутые пропорции, аскетичные лица, широкие глаза. Работы «Апостолы Петр и Павел», «Погребение графа Оргаса». На этой картине мы видим похороны достойного человека, т.к. даже ангелы спустились, чтобы проводить его в рай. Этой картиной художник говорит живите праведно и удостоитесь рая. «Великий инквизитор», «Вид Толедо» (интересно, что писал он эту картину не выходя из мастерской, но так подробно, что люди узнавали свои дома). Глобальных открытий в его творчестве нет, но очень сильный эмоциональный настрой. Рибера. Так как в Испании католицизм много сюжетов мученичества святых. «Поклонение пастухов», «Сон Иакова», «Святая Инесса» (писал со своей дочерью), «Хромоножка» (образ не вызывает жалости, но уважение, так как человек мужественно живет со своим недугом и не просит помощи) В середине 16 века центром испанского искусства становится Севилья, глава этой школы Сурбаран. В его катринах мы видим и земное и возвышенное начало. Благодаря ему натюрморт получает распространение в Испании. В натюрмортах испанцев минимальное число предметов, но они все тщательно выписаны. У Сурбарана ведущее выразительное средство – светотень. «Святой Франциск с жаровней». Рубенс. « Союз земои и воды». «Пейзаж с возчиками камней». В его творчестве обратьть особое внимание на то в чем он представитель барокко, а в чем классицизма и на движение героев на картинах. ^ разновидность бытового жанра, изображение завтраков (от исп. «трактир», «пир»). «Завтрак» «Инфанта Бальтазара Карлоса», «Иннокентий 10». Сам папа про свой портрет сказал «слишком правдиво», так как это хотя и парадный портрет, но по исполнению он психологический. «Триумф Вакха». ^ Терборх – «Бокал лимонада», «Урок музыки» Ян Стен – «Гуляки» Интерьер занял большое место в картинах. В жанре интерьера работал Питер Хох «Больное дитя» Ян Вермеер – единственный из живописцев 17 века вышел на пленэр, «Улочка», «Вид Делфта», «Мастерская художника». Эмануел де Витте – «Рынок в порту» Соломон Ван Рейсдель и его сын Якоб («Еврейское кладбище», «Болото»), Ян Ван Гойен. Пуль Поттер (анималист) «Корова на водопое», «Собака на цепи» 2 типа натюрморта в Голландии 1. Завтрак. Мы видим одно блюдо 2. Десерт. Важен дизайн: посуда. Убранство. Это более поздний тип. Как отличит голландский натюрморт от французского? На голландских натюрмортах цитрусовые часто очищены от кожуры. Мастера голландского натюрморта: Питер Клас, Виллем Хеда, Виллем Кальф. Рембрандт. Уметь объяснит что такое портрет-биография и основные работы, которые перечислены в вопросе по Рембрандту. Обращение к религиозно-мифологической тематике не означало отказ от жизненной правдивости изображения. Напротив, он ставит своей целью совместить реальное, земное, конкретное с возвышенным духом легенды. Использует язык барокко, но он реалист. В его искусстве поэзия и правда гармоничны. Раскрывает поэтическое и возвышенное в реальном, акцент на внутреннем, духовном содержании образа. Светотень. Французское искусство 17 века. Франция 17 века считается родиной классицизма, но 17 век начинается во Франции с «живописи реального мира»(направление). Творчество Клода Лоррена. Эта живопись предвосхищает классицизм. «Живопись реального мира» - братья Линены. Бытовые сцены подаются художниками возвышенно, потому что они используют опыт «болонского академизма» принцип «возвышенной природы». «Посещение бабушки», «Крестьянская трапеза», «Семейство молочницы». Жорж де ла Тур начинает как последователь Караваджо, его картины можно узнать по горящим свечам. Прямое предвестие классицизма – «Св. Себастьян и святые жены». |
![]() | Первой половины 6 в до н э.), классика (вторая половина 6 в. – первая половина 4 века до н э.), эллинизм (вторая половина 4 – 2 век... | ![]() | Крит (средиземное море), а несколько позже — та часть греческого материка, где находится город Микены. В целом культуру этого периода... |
![]() | Характеристика античной цивилизации. Сравнение античного и древневосточного путей развития. История Древней Греции как часть истории... | ![]() | Губарева М. В. Сто великих храмов мира / М. В. Губарева, А. Ю. Низовский. – М., 1999 |
![]() | Линейная письменность а (не дешифровано,)и линейная письменность Б(дешифрован, ахейский, микенский древнегреческий) | ![]() | Под античной философией (античный – древний) принято понимать философские взгляды и учения мыслителей Древней Греции и древнего Рима,... |
![]() | ... | ![]() | ... |
![]() | Европы: Испания, Италия, Подунавье, южнорусские степи, Греция. В это время на Крите появляются причудливые постройки, которые современные... | ![]() | Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII •V вв до н э в ранних древнегреческих полисах, находившихся-... |