Скачать 286.52 Kb.
|
Н ![]() ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
ПРОГРАММА ^ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100201.65 Туризм Специализация - «Технологии и организация туроператорских и турагентских услуг» ^ к.п.н. Скабеева Л.И. Принято на заседании Ученого совета ИКТ протокол № __ от _______________ Москва – 2012 Содержание
^ Программа преддипломной практики составлена на основании государственного образовательного стандарта специальности 100201 «Туризм» и не противоречит Приказу Минобразования РФ от 25 марта 2003г. N 1154 "Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования" Программа определяет объем, содержание и методику проведения преддипломной практики в соответствии с учебными планами данной специальности и специализации и предназначена студентам и руководителям практики. В соответствии с базовой специальностью и специализацией преддипломная практика проводится на предприятиях туристского сектора. План-график прохождения преддипломной практики разрабатывается руководителями от кафедры и от предприятия на основе баланса времени и с учетом особенностей базы практики и тематики дипломного проекта. Место прохождения практики студента очного (заочного) отделения предоставляется на основе договора с учреждением по выполнению программы практики на безвозмездной основе (Приложение А). С момента зачисления студентов в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда. Во время прохождения практики студент обязан подчиняться правилам внутреннего распорядка предприятия-базы практики, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять распоряжения администрации предприятия-базы практики (в рамках Программы практики) и группового руководителя. По окончании практики, студенты, в установленный срок, предусмотренный программой практики и учебным планом, сдают на проверку отчетную документацию, защищают ее при собеседовании. По результатам практики студентам выставляют оценку. В процессе учебной практики студент должен овладеть следующими умениями и навыками: - использовать в практической деятельности современные научные и теоретические знания в вопросах организации и управления туристской деятельностью в различных звеньях системы управления; - принимать объективные решения на основе анализа проблемных ситуаций в конкретной практической работе туристского предприятия; - уметь определять спрос на существующие услуги туристского предприятия, а также выполнять прогнозирование инновационных проектов; - уметь выполнять анализ эффективности маркетинговых мероприятий, связанных с продвижением производимых услуг туристским предприятием, а также эффективность реализуемой рекламной кампании; - находить собственное место на рынке рабочей силы. Учет и оценку деятельности студентов осуществляют групповой руководитель в контакте с менеджерами и администрацией организации. По результатам учебной практики студент получает дифференцированную оценку, которая складывается из следующих параметров: - уровень сформированности профессиональных умений и навыков; - эффективность проведенных маркетинговых исследований и разработки туристского маршрута; - отношение к практике; - проявление творчества; - уровень анализа и самоанализа; - качество оформления документации. ^ Преддипломная практика является одним из звеньев для достижения общей цели любой практики - закреплению и углублению теоретических знаний полученных в ходе учебного процесса (лекционных и семинарских занятий), а также приобретению практического навыка для их применения. ^ преддипломной практики являются: - закрепить и углубить теоретические знания, умения и навыки студентов, полученные при обучении; - сформировать у студента комплексное представление о специфике работы специалиста в сфере туризма; - изучить систему работы базы практики, специфику менеджмента (особенности организационных и функциональных процессов), содержание деятельности специалиста в сфере туризма; - довести качество профессиональных умений и навыков до уровня, позволяющего самостоятельно решать практические задачи, связанные с деятельностью туристских организаций; - содействовать формированию профессионально-значимых качеств личности, обусловливающих устойчивый интерес, активное и творческое отношение к работе специалиста в сфере туризма. ^ Научно-методическое руководство практикой осуществляется выпускающей кафедрой, персонально назначенным сотрудником кафедры, в обязанности которого входит:
Руководитель практики от кафедры выдаёт студенту задание (Приложение Б) на преддипломную практику в соответствии с тематикой дипломного проекта. ^ Студенты при прохождении практики обязаны:
^ Тема 1. Организация деятельности предприятия-базы практики Изучение рабочей программы практики. Изучение и анализ деятельности базы практики. Организационно-правовая форма организации и форма собственности. Изучение и анализ материально-технического оснащения базы практики. Беседа с администрацией и специалистами базы практики. ^ 1. Характеристика типа и структуры предприятия-базы практики. 2. Характеристика материально-технической базы практики. Соответствие оборудования требованиям. 3. Нормативно-правовое обеспечение трудовой деятельности сотрудников базы практики (прием на работу, увольнение, порядок предоставления отпусков, тарификация). 4. Основные требования, предъявляемые к специалисту по туристским услугам. 5. Основные направления деятельности, традиции, правила внутреннего распорядка, права и обязанности сотрудников. ^ Изучить программу производственной практики. Познакомиться с базой практики, составить паспорт предприятия. Изучить и дать оценку материально-технического оснащения базы практики. Беседа с администрацией и специалистами базы практики о специфике, особенностях деятельности в организации. Изучить функциональные обязанности специалиста по туристским услугам предприятия. Разработать индивидуальный план работы студента-практиканта на время прохождения практики. ^ Изучение федеральных и региональных нормативно-правовых документов, регулирующих отношения в туризме. Изучение и анализ нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность предприятия базы практики. Составление индивидуального плана работы. ^ 1. Нормативно-правовые основы организации и обслуживания населения в туризме. 2. Документы, регламентирующие деятельность предприятия базы практики (лицензия, сертификат; договор с учредителем, устав, положение о структурных подразделениях, структурная и штатная численность, трудовой договор, правила внутреннего распорядка; документы для заказа; документы клиента; инструкции по технике безопасности). 3. Назначение документа. Срок действия документа. Структура и основные положения документа. ^ Познакомиться с нормативно-правовыми документами предприятия. Тема 3. Особенности менеджмента предприятий туризма и гостеприимства Изучение и анализ организационной структуры базы практики (основные отделы, их кадровый состав и сфера деятельности) и управленческих отношений. Изучение основ технологий обслуживания в туризме. Основные вопросы для наблюдения и анализа: 1. Характеристика типа организационной структуры управления предприятием. 2. Характеристика коллектива. 3. Характеристика руководства коллективом. Практическая работа: Изучить и дать оценку типу организационной структуры управления предприятием, оформить в схему. Изучить особенности управления в процессе оказания услуг, оформить в мероприятия, рекомендуемые руководством с целью повышения эффективности обслуживания и формирования приверженного клиента. ^ Сегментирование рынка потребителей предприятия. Концепция маркетинга предприятия. Маркетинговые коммуникации. Продвижение основных и дополнительных услуг предприятия. Основные вопросы для наблюдения и анализа: 1. Характеристика сегмента рынка предприятия. 2. Характеристика маркетинговой стратегии предприятия. 3. Характеристика маркетинговых коммуникаций, устанавливаемых на предприятия в процессе обслуживания клиентов. 4. Основные методы стимулирования продаж, используемые на предприятии. 5. Каналы распространения основных и дополнительных услуг. ^ Изучить и дать характеристику сегмента рынка предприятия, оформить в таблицу. Изучить маркетинговые концепции, используемые в процессе деятельности предприятия, отметить в характеристике предприятия. Изучить установление маркетинговых коммуникаций сотрудниками туристского предприятия, отметить в характеристике предприятия. Изучить методы стимулирования продаж, используемых на предприятии, отметить в характеристике предприятия. Изучить каналы распространения основных и дополнительных услуг, используемых в практике работы предприятия, отметить в характеристике предприятия. ^ Разработка туристского продукта (маршрута, меню и т.д.). Оценка экономической эффективности. Культура обслуживания клиентов. Преодоление коммуникационных барьеров в общении с потребителями. ^ 1. Характеристика турпродукта (технологическая карта, информационный лист, паспорт маршрута, памятка туриста, буклет, смета). 2. Экономическая эффективность от реализации нового продукта. 3. Мероприятия, проводимые предприятием с целью повышения культуры обслуживания клиентов. ^ Разработать новый туристский продукт в рамках технологии организации и обслуживания клиентов, оформить в виде документов. Произвести расчет себестоимости продукта, оценку экономической эффективности, оформить в виде приложения. Дать характеристику мероприятий, проводимых предприятием с целью повышения культуры обслуживания клиентов, отметить в характеристике предприятия. Изучить специфику коммуникаций специалиста по туристским услугам (студент-практикант) и клиента в процессе производства и реализации туруслуг предприятия. В случае выявления коммуникационных барьеров, выявить причины их возникновения и мероприятия по устранению и предупреждению. ^ Наблюдение и анализ рекламной деятельности предприятия (качество рекламной продукции, способы распространения рекламы). Анализ эффективности рекламы товаров и услуг предприятия. ^ 1. Характеристика рекламной деятельности предприятия туризма (гостеприимства), используемой с целью продвижения на рынок и последующей продажи производимых туруслуг. 2. Эффективность рекламной кампании предприятия. ^ Изучить и дать характеристику рекламной деятельности турпредприятия, отметить в характеристике предприятия. Выполнить анализ эффективности рекламной деятельности турпредприятия, выполнить в виде: таблицы оценки эффективности рекламного объявления; расчета целевой аудитории и пересекающейся; мероприятий по повышению эффективности использования рекламы. Отметить в характеристике предприятия. ^ Составление отчета студента-практиканта за период практики. Основные вопросы для наблюдения и анализа: Аналитическая деятельность специалиста по туристским услугам (правильно трактовать и учитывать в своей деятельности результаты проведенной диагностики; планировать деятельность сотрудников и свою собственную, вносить необходимые коррективы в работу). Самоанализ деятельности в период прохождения практики (положительные и негативные моменты в самостоятельной деятельности, над чем предстоит работать в дальнейшем). ^ Проанализировать свою деятельность за период практики, составить отчет о проделанной работе с выводами и предложениями по совершенствованию практики. ^ За время прохождения преддипломной практики студентом готовятся следующие документы:
Отчет составляется в ходе прохождения практики по мере изучения и выполнения работ по настоящей программе, он должен быть построен в соответствии с разработанным индивидуальным планом. В нем студент должен показать свои знания по дисциплинам специализации на данный момент уже изученным, а также их связь с другими дисциплинами, умение самостоятельно вести научные исследования, анализировать и обобщать полученные результаты. Отчет должен содержать развернутые ответы на все вопросы, предусмотренные программой прохождения практики. Ответы могут быть проиллюстрированы учетной и отчетной документацией, ксерокопиями документов и нормативных правовых актов и т.д. В отчете необходимо описать, как изучался практикантом данный вопрос, какими документами, справочниками, нормами и нормативными актами он пользовался и из какой литературы или компьютерной базы данных их взял. Отчет по преддипломной практике состоит из следующих частей: - Введение. - Разделы отчета в соответствии с содержанием программы практики. - Заключение. - Список литературы. - Приложения. Введение – это вступительная часть отчёта, объем которого составляет 2-3 печатные страницы. Обязательными составляющими элементами введения являются: обоснование актуальности изучения деятельности предприятия-базы практики, формулировка проблемы, объект, предмет, цель, задачи. ^ должны содержать развернутые ответы на все вопросы, предусмотренные программой прохождения практики. Ответы могут быть проиллюстрированы учетной и отчетной документацией, ксерокопиями документов и нормативных правовых актов и т.д. В Заключении должны содержаться выводы о состоянии отдельных сторон деятельности предприятия-базы-практики, должны быть сформулированы проблемы дальнейшего развития предприятия и предложены варианты решения этих проблем. ^ должен содержать перечень использовавшихся в ходе работы первоисточников, расположенных в алфавитном порядке. Их общий объем не должен быть менее 25 наименований. Приложения включают материалы, дополняющие содержание работы, промежуточные расчеты, вспомогательные таблицы, нормативные документы (Устав, инструкции и т. д.), иллюстрации вспомогательного характера. ^ по преддипломной практике Текст отчёта оформляется на одной стороне белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Ориентация страницы – книжная. Левое поле – 30 мм. Верхнее поле – 20 мм. Правое поле – 10 мм. Нижнее поле – 20 мм. Шрифт – Times New Roman. Размер шрифта – 14 пт. Выравнивание абзаца – по ширине. Отступ красной строки – 1,25 см. Расстановка переносов – автоматическая. Таблицы, схемы, графики, имеющиеся в тексте, а также в приложениях, выполняются с помощью средств компьютерной графики или черной тушью и нумеруются каждое в отдельности. Они должны иметь название и ссылки на источник данных, а при необходимости и указание на масштабные единицы. Опечатки, графические неточности, обнаруженные при проверке работы, должны быть исправлены черной тушью после аккуратного закрашивания штрихом. Нумерация страниц выполняется арабскими цифрами с размещением их в правом нижнем углу с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы (1) на нем не проставляется. В тексте не допускается сокращение слов (кроме общепринятых аббревиатур). Приложения Приложения следует оформлять как продолжение отчета по преддипломной практике на его последующих страницах в виде отдельного раздела. Каждое приложение начинают с новой страницы, ему дается название, а выше его, в правом углу, указывают слово «Приложение» и обозначаются приложения заглавными буквами русского алфавита - А, Б, В и т.д., при этом исключаются буквы Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. К отчету студент должен приложить дневник преддипломной практики, который должен быть подписан руководителем предприятия и заверены печатью. Отчет о производственной практике с дневником студент предоставляет на кафедру к сдаче зачета. При оценке работы студента во время преддипломной практики принимается во внимание:
По окончании преддипломной практики студент защищает подготовленный отчет кафедральной комиссии, состав которой назначается заведующим кафедрой. По результатам успешной защиты студент получает дифференцированный зачет (зачет с оценкой). Неудовлетворительная оценка за отчет по преддипломной практике расценивается как академическая задолженность. ^ 1) аккуратно и правильно оформлены все необходимые документы; 2) положительная характеристика непосредственного руководителя практики от предприятия, учреждения, организации; 3) правильное и исчерпывающее обоснование выдвигаемых тезисов и предложений, чёткая и ясная логика рассуждений; 4) четкие и грамотные ответы на вопросы, задаваемые членами кафедральной комиссии на этапе защиты отчета по практике; 5) содержание и качество оформления отчета, полнота записей в дневнике. ^ 1. Федеральный закон от 24.11.96г. № 1332-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» (в действующей редакции). 2. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (в действующей редакции). 3. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 15.01.1996, N 3) 4. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1997 г. N 490 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.10.1999 N 1104, от 15.09.2000 N 693, от 01.02.2005 N 49) 5. Приказ № 35 от «25» января 2011 г. «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи» 6. ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» 7. ГОСТ 28681.3-95/ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» 8. ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» 9. ГОСТ 28681.1-95/ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» 10. ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» 11. Аксенова К.А. Реклама и рекламная деятельность. /Аксенова К.А. – М.: Приор-издат, 2008. – 280 с. 12. Борисова Ю. Н., Гаранин Н. И. и др. Менеджмент гостиничного и ресторанного обслуживания. - М.: РМАТ, 2007. 13. Дурович А.П. Маркетинг гостиниц и ресторанов. – М.: Новое знание, 2008. – 571 с. 14. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности [Текст] – М.: Финансы и статистика, 2000. 15. Квартальнов В.А. Туризм: Теория и практика избранные труды в 5-ти томах т.1. Гуманитарные проблемы развития туризма: История и современность. – М.: Финансы и статистика. 2002. – 354 с. 16. Косолапов А.Б. География Российского внутреннего туризма. – М., 2009. 17. Кусков А.С. Туристское ресурсоведение: Учеб. пособие для студентов высш. Учебных заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. - с. 181-182. 18. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: Юрайт-М, 2007 – 286 с. 16. Сафронов О.М. Подготовка дипломного проекта (выпускной квалификационной работы) по специальности 100201.65 Туризм: учебно-методическое пособие. – М.: Институт коммуникативных технологий, 2011. Приложение А Образец оформления ДОГОВОРА НА ПРОХОЖДЕНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ ДОГОВОР № ________ на проведение практики студентов г. Москва «___» _________________ Мы, нижеподписавшиеся, с одной стороны НОУ «Институт коммуникативных технологий» (далее Институт) в лице Ректора________________ _________________________,действующего на основании Устава, с другой стороны ________________________________________________________________ (далее предприятие, учреждение, организация) в лице ________________________, действующего на основании ___________________________, заключили между собой договор о нижеследующем: 1.____________________________________________ обязуется: 1.1. Предоставить Институту ___ мест для проведения практики студентов по специальности ___________________________________________. 1.2. Создать необходимые условия для полного усвоения студентами программы практики. Не допускать использования студентов-практикантов на должностях, не предусмотренных программой практики и условиями данного договора. 1.3. Назначить квалифицированных специалистов для руководства практикой в подразделениях (цехах, отделах и т.д.) предприятия (учреждения, организации). 1.4. Предоставить студентам-практикантам и преподавателям Института – руководителям практики возможность пользоваться техникой, библиотекой, литературой и другой документацией, не содержащей служебной или государственной тайны, необходимой для успешного освоения студентами программы производственной практики и выполнения индивидуальных заданий. 1.5. В соответствии с графиком, согласованным с Институтом, осуществлять перемещение студентов по рабочим местам с целью более полного ознакомления с предприятием (учреждением, организацией) в целом. 1.6. О всех случаях нарушения студентами трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка сообщать в Институт. 1.7. По окончании практики составить характеристику-отзыв на каждого студента-практиканта о его работе, выполненной во время практики и о качестве его отчета. 2. Институт обязуется: 2.1. Направить на предприятие (в учреждение, организацию) студентов в соответствии с календарным планом проведения практики. 2.2. Выделить в качестве руководителей практики наиболее квалифицированных преподавателей. 2.3. До начала практики представить для ознакомления программу практики и списки студентов. 2.4. При необходимости, перед отправкой на практику, организовать медицинский осмотр студентов с целью определения их годности к выполнению работ во время практики. 2.5. Проинструктировать студентов о соблюдении трудовой дисциплины данного предприятия (учреждения, организации). 2.6. Оказать работникам предприятия (учреждения, организации) – руководителям практики студентов методическую помощь по вопросам организации и проведения практики.
3.1. Все споры, возникающие между сторонами по настоящему договору, разрешаются в установленном законом порядке. 3.2. Договор вступает в силу после его подписания предприятием (учреждением, организацией) и Институтом и действует до ______________. 3.3. Договор составлен в двух экземплярах, один из которых хранится в делах Института, другой – в делах предприятия (учреждения, организации). 3.4. Юридические адреса сторон:
Приложение Б Образец оформления ЗАДАНИЯ НА ПРЕДДИПЛОМНУЮ ПРАКТИКУ ^ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Утверждаю Заведующий кафедрой ____________________ (подпись, инициалы, фамилия) «___» ___________20_ г. (дата) ^ для прохождения преддипломной практики студента(-ки) ____________________________________________________ (курс) (Ф.И.О. полностью) по специальности:_________________________________________________ специализация____________________________________________________ Тема дипломного проекта:_________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Организация (учреждение) _________________________________________ ________________________________________________________________ Сроки прохождения практики ______________________________________ Дата выдачи задания __________________________________________________ Руководитель практики от кафедры ___________________________________ (Ф.И.О. полностью, должность) ____________________________________________________________________________________ Перечень заданий подлежащих разработке:
^ ________________ ________ _________________________ (ученые степень и звание) (подпись) (инициалы, фамилия) Задание получил _______________ __________________ «____» ____________20__ г. (подпись) (инициалы, фамилия) (дата получения задания) Приложение В Образец оформления дневника практики ^ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Кафедра Туризма и рекламы Д Н Е В Н И К прохождения практики студента (студентки) ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
Москва 2013 Студент(ка)________________________________________________________ фамилия, (имя, отчество) _________________ формы обучения ____ курса, группы_________________ специальности/направления __________________________________________ специализации/профиль______________________________________________ __________________________________________________________________ направляется на_____________________________________________практику (вид практики) в (на) _____________________________________________________________ (организация, предприятие; адрес) ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Период практики: с "___" ____________________ 20___г. по "___" ____________________ 20___г. Преподаватель - руководитель практики __________________________________________________________________ (должность, ученая степень, звание, имя, отчество, фамилия) Кафедра___________________________________________________________ ^ Прибыл в организацию (на предприятие) "___" ____________________ 20___г. |
![]() | Вопросы для подготовки к комплексному государственному экзамену | ![]() | Программа и методические рекомендации (преддипломной) практики предназначена для студентов специальности 230500 «Социально-культурный... |
![]() | Программа преддипломной практики рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Управления 25 октября 2010г, протокол №3 | ![]() | Программа преддипломной практики для курсантов специальности 030501. 65 – «Юриспруденция», специализация уголовно-правовая (организация... |
![]() | Рабочая программа преддипломной практики составлена на основе Государственного образовательного стандарта согласно учебного плана... | ![]() | Программа учебной, экономической и практики менеджмента и преддипломной практики специальности 080504 «Государственное и муниципальное... |
![]() | Программа производственной практики для студентов III курса специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» / сост. Е.... | ![]() | Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к организации производственной преддипломной... |
![]() | Программа практики составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и утверждена... | ![]() | Преддипломная практика является составной частью учебного процесса, способствующая закреплению и углублению знаний, полученных студентами... |