Скачать 248.74 Kb.
|
Содержательный модуль 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИИ Тема 1. Валеология как наука. Понятие о валеологии, историческая справка. Объект и предмет валеологии, классификация. Основные понятия: здоровье, болезнь, предболезнь. Проявления предболезни. Тема 2. Саногенез, или происхождение здоровья. Факторы саногенеза. Гомеостаз: понятие, значение, примеры гомеостаза в деятельности организма. Отрицательная обратная связь. Инструменты гомеостаза: регенерация, компенсация, адаптация. Адаптационные возможности организма. Типы адаптации по В.П.Казначееву: спринтеры и стайеры. Тема 3. Факторы здоровья: генетические, средовые, образ жизни.(4 часа) Генетические факторы: генные и хромосомные мутации. Наследственные нарушения и образ жизни будущих родителей. Антропометрия. Конституция человека: типология и нозологические тенденции у астеника, гиперстеника, нормостеника. Гормональная конституция: роль щитовидной железы и надпочечников в формировании здоровья. Состояние окружающей среды как фактор здоровья. Факторы риска: климатогеографические, антропогенные. Образ жизни. Тема 4. Образ жизни как фактор здоровья Понятие «образ жизни». Значение ЗОЖ. Структура ЗОЖ. Оценка эффективности ЗОЖ.Двигательная активность и здоровье. Основы рационального питания. Режим дня и деятельности. Вредные привычки и их профилактика. Содержательный модуль 2. ^ Тема 5. Методики валеодиагностики Методы донозологической диагностики адаптационного процесса: антропометрия и соматоскопия. Метод определения адаптационного потенциала сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Типы реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку. Определение адаптационного потенциала и оценка физического состояния Оценка уровня здоровья и составление рекомендаций по его укреплению для членов семьи: Методики самооценки физического и психического здоровья. Отношение к здоровью. ^ Основная литература (в СГГУ)
Дополнительная литература
^
Семинарское занятие № 1 ( 2 часа) Тема: Здоровый Образ Жизни – основа долголетия Цель занятия: систематизация и углубление знаний по теме Вопросы для обсуждения:
Литература Основная
Дополнительная
Практическое занятие № 2 ( 2 часа) (делаем в аудитории) ^ 1. Росто-весовой показатель. Длина тела в см минус 100 равна массе тела в кг. Этот показатель применим для оценки физического развития взрослых людей, рост которых в пределах 155-165 см. Если 165-175 см, следует вычесть 105 единиц, если 175-185 см -110 единиц (как разновидность - росто-весовой показатель (вес, г, разделить на рост в см), величина этого показателя зависит от плотности тканей и роста человека). 2. Индекс пропорциональности развития грудной клетки (индекс Эрисмана) рассчитывается как разность между окружностью грудной клетки, измеренной в покое, и половиной роста стоя. Для мужчин эта разность составляет +5,8; для женщин +3,3 см. Если значения ниже приведенных величин или имеют отрицательный показатель, то это указывает на недостаточное развитие грудной клетки. 3. Костный фундамент. Обычно размер запястья пропорционален размеру лодыжки (обхват лодыжки почти всегда на 5-6 см больше), хотя это и не у всех так. У некоторых людей нижняя половина тела крепче верхней. Например, запястье 16,5 см, а лодыжка - 25. Если обхват запястья от 15 до 17,5 см, это указывает на астенический костный фундамент. Запястье от 17,5 до 20 см - на нормостенический, свыше 20 см - на гиперстенический. 4. Индекс пропорциональности физического развития: Рост стоя минус рост сидя разделить на рост сидя и умножить на 100. Величина показателя позволяет судить об относительной длине ног. ^ менее 87% - малая длина ног относительно туловища; 87-92% - пропорциональное физическое развитие; более 92% - относительно большая длина ног. Все эти данные антропометрического характера важны для определения вида спорта (детям, подросткам, молодым людям) или для целенаправленной двигательной нагрузки оздоровительного характера. Слово «спорт» со старофранцузского в средние века означало приятное времяпрепровождение, т.е. беседы, шутки, игры, развлечения. И только в начале XIX века оно получило то значение, в котором употребляется в настоящее время — соревнование в силе, быстроте, ловкости, выносливости с целью достижения победы, а если иметь в виду профессиональную сторону — не только личного обогащения, но создание имиджа, не исключая, в первую очередь, патриотизма и прославления страны, за которую ты выступаешь. КП(коэфф.пропорц-ти) = (рост стоя — рост сидя: рост сидя) х 100. В норме КП = 87-92%. Этот коэффициент важен при определении вида спорта. Например: с низким КП (низкое расположение центра тяжести) — устойчивость тела в пространстве (виды спорта — горнолыжный, борьба, штанга и др.). Лицам с высоким КП (более 92%) рекомендуются игровые виды спорта, легкая атлетика и др. Как правило, у женщины КП несколько ниже, чем у мужчин. Вес имеет существенное значение для физических нагрузок и, в целом, влияет на функциональные возможности организма. 5. Масса тела для взрослых с учетом телосложения. Индекс Бернгарда. Рост умножить на объем груди и разделить на 240. В практике врачебного контроля весо-ростовой индекс определяется отношением массы тела в гр. к росту в см. В норме он составляет для женщин 325-327 г/см, для мужчин — 350-400 г/см. Для определения должной массы тела пользуются росто-весовым показателем (Брока-Бругша), соотношением между весом (Р) и ростом (Н). Р = Н - 100 (кг) при Н = 155-165 см Р = Н - 105 (кг) при Н = 166-175 см Р = Н — 110 (кг) при Н = более 175 см. Или по индексу Кетле, который получают при делении веса (г) на рост (см). Этот индекс равен в среднем для мужчин 370-400 г/см, для женщин — 325-375 г/см, для мальчиков 15 лет — 325 г/см, для девочек 15 лет — 318 г/см. 6. Индекс крепости телосложения (по Пинье). Выражает разницу между ростом и суммой массы тела и окружностью грудной клетки. При измерении окружности грудной клетки лента накладывается сзади - под углами лопаток, а спереди по 4-му ребру по сосковой линии (у мужчин и детей) и над грудными железами у женщин. Определяют окружность грудной клетки: при глубоком вдохе; при глубоком выдохе; во время дыхательной паузы. Разница между окружностью груди на вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки ИП = L- (P+T), где ИП - индекс; L - рост (см), Р - масса тела (кг), Т -окружность груди в фазе выдоха (см). Чем меньше разность, тем лучше показатель (при отсутствии ожирения). Критерии оценки: до 10 - крепкое телосложение; от 10 до 20 - хорошее; от 21 до 25 - среднее; от 25 до 35 - слабое; более 36 очень слабое. М.В. Черноруцкий предложил определять тип конституции по индексу физического развития Пинье. У гипостеников (астенический тип) этот индекс больше 30, у гиперстеников (пикнический тип) - меньше 10, у нормостеников (атлетический тип) - от 10 до 30. Типы телосложения На основании проведенного обследования делается заключение о типе телосложения: нормостенический, гиперстенический, астенический, промежуточный. А с т е н и ч е с к и й
У астеников чаще встречается
Г и п е р с т е н и к
У гиперстеников чаще развиваются
Н о р м о с т е н и к
В спортивной классификации Астеноидный тип характеризуется
Грудной (торакальный тип)
Мышечный тип
Брюшной (дигестивный тип)
На основании проведенного исследования физического развития: - -определите собственную конституцию; -выпишите виды спорта, соответствующие вашей конституции; Оформите полученные результаты и заключение с прогнозом возможных заболеваний в письменном виде ^ Тема: Адаптационные резервы организма Методика 1. Определение адаптационного потенциала (Д.Н.Давиденко) Цель занятия. выработка практических умений оценки адаптационного потенциала, отражающего физическое здоровье человека. ^ : определение адаптационного потенциала организма Оснащение. Секундомер, тонометр для определения уровня артериального давления. Порядок работы. Для определения адаптационного потенциала регистрируются следующие показатели: - возраст, масса тела, рост, частота пульса, артериальное давление. Расчет производится по формуле: АП=0,011• ЧП + 0,014•АДс + 0,008•АДд + 0,014•В + 0,009•МТ - (0,009•Р+0,27), где АП - адаптационный потенциал; В - возраст, лет, МТ - масса тела, кг; Р - рост, см; АДс - артериальное давление систолическое, мм рт.ст.; АДд — артериальное давление диастолическое, мм рт.ст.; ЧП - частота пульса в 1 мин. Общая оценка адаптационного потенциала системы кровообращения оценивается по следующей шкале:
Достоинство указанного диагностического подхода заключается в том, что быстро и без больших затрат выявляются лица, по отношению к которым необходимо проведение оздоровительных мероприятий, либо изменение условий окружающей среды. В то же время выделяемые состояния адаптационного потенциала, хотя в определенной степени и характеризуют здоровье, все же это скорее результирующая взаимодействия организма с окружающей средой., т.е. ситуативный показатель. С одной стороны, можно представить себе индивида с высоким уровнем здоровья, но попавшего в экстремальную производственную либо бытовую ситуацию, приведшую к срыву адаптации, несмотря на значительные резервы функций. С другой стороны, у больного, находящегося в стадии ремиссии хронического соматического заболевания (к примеру, хронической пневмонией), будет определяться стадия удовлетворительной адаптации, хотя уровень здоровья у него будет достаточно низким. Указанных недостатков лишена группа методов диагностики здоровья по прямым показателям. ^ Методика Д.Н.Давиденко Цель занятия: Овладеть методикой оценки физического состояния. Оснащение: Секундомер, весы, ростомер, тонометр. ^ : Измеряются - частота пульса за 10 сек с дальнейшим перерасчетом на 1 мин, - масса тела, рост и - уровень давления в сидячем положении («тоны Короткова»). Обработка результатов: Уровень физического состояния (УФС): 700 – 3 х ЧСС – 2,5 х АДср. – 2,7 х В + 0,28 х m УФС = ------------------------------------------------------------------- 350 – 2,6 х В + 0,21 х h Где: ЧСС – частота сердечных сокращений (уд/мин) в состоянии покоя АДср. – среднее АД = АДд + (АДсис - АДд)/3 В – возраст, годы на момент обследования m - масса тела h - рост (см). Полученные результаты сравнивают с табличными: Характеристика уровня физического состояния
Литература: 1. Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова – СПб., Питер, 2005. 2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. – К., 2000; Р/Д,2000. ^
Индивидуальных занятий – 2 часа (РА1, УА1,), 3 часа (ДН1,НО, АН1, АФ1) ^ Содержательный модуль 1 Теоретические основы валеологии Самостоятельная работа №1 Задание № 1 Основные понятия валеологии Задание: Составить краткий словарь следующих терминов:
Литература
Самостоятельная работа № 1 Задание № 2 Теоретические основы валеологии Работа выполняется письменно в рукописном или печатном виде. Содержание оформляется с разбивкой на подпункты, объем - по 2 страницы рукописного текста на каждый вопрос в тетради для самостоятельных работ, в концевашей темы приводится список использованных источников. Номер темы выбирается в соответствии с номером Вашей фамилии в списке учебного журнала. Вариант 1
Вариант 2
2. Режим дня и деятельности. Вариант 3 1. Генетические факторы и их влияние на здоровье 2. Память и ее тренировка Вариант 4 1.Соотношение здоровья и болезни в валеологической модели.
Вариант 5 1.Понятие гомеостаза, примеры в биологических системах. 2.Место двигательной активности в жизнедеятельности человека Вариант 6 1. Состояние окружающей среды как фактор здоровья. 2. Психика и центральная нервная система Вариант 7
Вариант 8
Вариант 9
Вариант 10 1. Понятие здорового образа жизни.
Вариант 11
Вариант 12
Вариант 13 1. Валеологические основы закаливания 2. Понятие о простудных и простудно-инфекционных заболеваниях Вариант 14 1. Эмоции и эмоциональный стресс 2. Конституция и склонность к заболеваниям. Вариант 15
Вариант 16 1. Конституция человека и здоровье 2.Значение ЗОЖ в жизни человека. Вариант 17 1. Возрастные особенности двигательной активности 2. Аллергия и аллергены Вариант 18 1. Качество жизни: понятие, структура, связь со здоровьем 2. Антропогенные факторы, влияющие на здоровье Вариант 19 1. Прогнозирование здоровья: значение, направления. 2. Типы телесной конституции Вариант 20 1. Функциональные резервы организма 2. Аэротерапия: понятие, назначение, применение Вариант 21 1. Физиологические основы физической культуры 2. Биоритмы и биоритмология Вариант 22 1. Психология счастья английского психолога М.Аргайла. 2. Витамины Вариант 23 1.Конституция человека и его здоровье 2. Дыхательные методы оздоровления Вариант 24 1.Гигиена сна; одежды и обуви; зрения; слуха и т.д. 2. Группы здоровья Вариант 25 1. Управление здоровьем (формирование, сохранение и укрепление). 2. Нервно-мышечная релаксация. Вариант 26
Вариант 27. 1. Представления о постоянстве внутренней среды организма и гомеостазе. 2. Факторы риска ухудшения здоровья. Вариант 28 1. Здоровое питание. Диеты. 2. Адаптация, адаптивные резервы организма Вариант 29 1. Психосоматические расстройства в жизни современного человека. Роль эмоций. 2. Народные средства укрепления здоровья человека. Вариант 30. 1. Творческое долголетие и здоровье человека. Духовность. 2. Стрессогенные факторы. Содержательный модуль № 2: МЕТОДИКИ ВАЛЕОДИАГНОСТИКИ Проверка письменно оформленных практических заданий по валеодиагностике и самостоятельных работ ^ Индивидуальное занятие: Оценка уровня здоровья и составление рекомендаций по его укреплению Задание: Выполнить антропометрическое исследование, диагностику физического состояния и адаптационного потенциала для двух человек из свого окружения по изученным методикам. Форма отчета: протоколы, заключение и рекомендации по укреплению здоровья в письменном виде в тетради для самостоятельных работ. ^ (ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ)
^ ВАРИАНТ 1
а) белки животного происхождения б) белки растительного происхождения в) белки грибов г) белки глаз 5. Задача: рост стоя 170 см, рост сидя 87 см. Рассчитайте индекс пропорциональности физического развития. ВАРИАНТ 2
а) хлеб б) молоко и молочные продукты в) фрукты г) жиры
ВАРИАНТ 3
а) образования энергии б) стимуляции двигательной активности желудочно-кишечного тракта в) регуляции активности пищеварительных ферментов г) для витаминизации пищи 5. Задача: обхват грудной клетки в паузе 100 см, рост 164 см. Рассчитайте пропорциональность развития грудной клетки мужчины по индексу Эрисмана ВАРИАНТ 4
а) белки б) углеводы в) витамины г) жиры
|
![]() | Учебник разработан в соответствии с программой дисциплины для студентов невалеологических специальностей вузов и университетов. Основной... | ![]() | Учебник разработан в соответствии с программой дисциплины для студентов невалеологических специальностей вузов и университетов. Основной... |
![]() | Вайнеров внешне является детективом — нет никаких сомнений. Об этом свидетельствуют и фамилии авторов — известнейших мастеров советского... | ![]() | Учеб пособие/В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др., Под общей ред. А. А. Крылова, с а. Маничева. – Спб: Питер, 2000.... |
![]() | Ббк 53. 57 Удк 615. 851 П69 Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — Спб.: Питер, 2001. — 448 с: ил. — (Серия «Практикум... | ![]() | После прикрепления ответа в e-education ru, пришлите, пожалуйста, мне информацию об этом на электронную почту для более оперативной... |
![]() | Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. К 90 пособие для студ сред пед учеб заведений / Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер,... | ![]() | Физическая химия. Лабораторный практикум. Составители: Д. Э. Чиркст, О. В. Черемисина, Иванов И. И., Иванов М. В., Лобачева О. Л.,... |
![]() | «Медбиофизика. Лабораторный практикум» с общим объемом 18–20 лабораторных работ, разработанный с учетом фгос третьего поколения.... | ![]() | Фредерик С. Перлз, Пауль Гудмен, Ральф Хефферлин практикум по гештальттерапии: пер с англ |