Вайнер Э. Н. Валеология. Практикум




Скачать 248.74 Kb.
НазваниеВайнер Э. Н. Валеология. Практикум
Дата публикации13.07.2013
Размер248.74 Kb.
ТипДокументы
www.zadocs.ru > Биология > Документы
Содержательный модуль 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИИ
Тема 1. Валеология как наука.

Понятие о валеологии, историческая справка. Объект и предмет валеологии, классификация. Основные понятия: здоровье, болезнь, предболезнь. Проявления предболезни.

Тема 2. Саногенез, или происхождение здоровья.

Факторы саногенеза. Гомеостаз: понятие, значение, примеры гомеостаза в деятельности организма. Отрицательная обратная связь. Инструменты гомеостаза: регенерация, компенсация, адаптация. Адаптационные возможности организма. Типы адаптации по В.П.Казначееву: спринтеры и стайеры.

Тема 3. Факторы здоровья: генетические, средовые, образ жизни.(4 часа)

Генетические факторы: генные и хромосомные мутации. Наследственные нарушения и образ жизни будущих родителей. Антропометрия. Конституция человека: типология и нозологические тенденции у астеника, гиперстеника, нормостеника. Гормональная конституция: роль щитовидной железы и надпочечников в формировании здоровья.

Состояние окружающей среды как фактор здоровья. Факторы риска: климатогеографические, антропогенные. Образ жизни.

Тема 4. Образ жизни как фактор здоровья

Понятие «образ жизни». Значение ЗОЖ. Структура ЗОЖ. Оценка эффективности ЗОЖ.Двигательная активность и здоровье. Основы рационального питания. Режим дня и деятельности. Вредные привычки и их профилактика.
Содержательный модуль 2.

^ ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ.

Тема 5. Методики валеодиагностики

Методы донозологической диагностики адаптационного процесса: антропометрия и соматоскопия. Метод определения адаптационного потенциала сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Типы реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку. Определение адаптационного потенциала и оценка физического состояния Оценка уровня здоровья и составление рекомендаций по его укреплению для членов семьи: Методики самооценки физического и психического здоровья. Отношение к здоровью.

^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература (в СГГУ)


  1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медициская валеология. Киев, Здоровье, 1998. - 244 с

  2. Билич ИИ, Назарова ИИ. Основы валеологии- СПб Фолиант

  3. Вайнер Э.Н.Валеология. Практикум- М.: Флинта: наука, 2005

  4. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека.- М.:ВЛАДОС, 2000-192с.

  5. Марков В.В. Основы ЗОЖ и профилактика болезней. –М.: Академия, 2000. – 320 с.

  6. Мохнач Н.Н. Валеология.-Р-н Д.: Феникс,2004-256с.

  7. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология.- М.: Гардарики,2002.-432с.

  8. Чумаков Б.Н. Валеология. Курс лекций. – М.: 2002. – 407с.



Дополнительная литература


  1. Амосов Н.М., Бендет Я.С. Физическая активность и здоровье. - Киев: Здоровье, 1994

  2. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. СПб, Петрополис, 1992.-123 с.

  3. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Валеология — стратегия здравоохранения будущего //Акад. Мед. наук Украины. — 1997, № 3, с. 426-436

  4. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.- М., Медицина, 1979- 298 с.

  5. Безматерных Л.Э., Куликов В.П. Диагностическая эффективность методов количественной оценки индивидуального здоровья \\ Физиология человека. 1998, т.24, №3, с.79-85.

  6. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет. — 2-е изд. Стереотип. — М.: Химия. 1994. - 399 с.

  7. Билич Л.Г., Назарова Л.В. Основы валеологии. - СПб.: Фолиант,

  8. Брехман И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье. — Л.: Наука, 1987 — 125 с.

  9. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - 2-е изд. - М.: ФиС, 1990. - 208с.

  10. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение, 1991

  11. Войтенко В.П. Здоровье здоровых /введение в санологию/. - К.: Здоровья- 1991 - 245 с.

  12. Гончаренко М.С. Валеология в схемах. Харьков: Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина, 2003. - 187с.

  13. Казначеев В. П. Очерки теории и практики экологии человека.—М.:Наука, 1982. —264 с.

  14. Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье человека. - М.: Знание, 1982

  15. Неумывакин И.П., Неумывакина Л.С. Здоровье в ваших руках. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: ИПО "Полигран", 1994. — 252 с.

  16. Пархоменко А.И. Принципы и методы диагностики уровня соматического здоровья. Симферополь: Крымский государственный медицинский университет им. С.И. Георгиевского, 2003 - 46с.

  17. Топоров Г.Н. Медицинский толковый словарь. Харьков. Факт, 2003.-200с.

  18. Ужегов Г.Н. Биоритмы. — Смоленск: Русич, 1997. — 400 с.

  19. Чумаков Б.Н. Валеология. Курс лекций М.: Педагогическое общество России, 2002.-407с.

  20. Лисицын Ю.П., Петленко В.П. Философия и детерминационная теория медицины // Вестник АМН ССР, 1987, N 3, с.9-18.


^ ТЕМЫ СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ




Название темы

Количество часов

ДН1, НО1, УА1, РА1, АН1, АФ1

1

СЗ: Здоровый Образ Жизни – основа долголетия

2

2

ПЗ: Антропометрическое исследование

2

3

ПЗ: Адаптационные резервы организма

2




Всего:

6



Семинарское занятие № 1 ( 2 часа)
Тема: Здоровый Образ Жизни – основа долголетия

Цель занятия: систематизация и углубление знаний по теме
Вопросы для обсуждения:


  1. Понятие и основные компоненты ЗОЖ.[ 2: 27-40 ]

  2. Режим дня, сочетание работы и отдыха. [ 7: 48-50 ]

  3. Сон: физиология, гигиена и значение сна. [ 7: 51-52 ]

  4. Двигательная активность в жизни человека. [ 7: 27-40 ]

  5. Личная гигиена и закаливание: виды и методы..

  6. Рациональное питание современного человека: принципы и особенности [ 2: 52-58; 3: 317-338 ]

  7. Вредные привычки и профилактика: алкоголизм, наркомания, игромания.

  8. Роль семьи в формировании навыков ЗОЖ.



Литература

Основная

  1. Вайнер Э.Н. Валеология. М.: 2005 (эл.вариант)

  2. Чумаков Б.Н. Валеология: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общ-во России, 2002.- 407 с.

  3. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология. М.: Гардарики,2002

  4. Марков В.В. Основы ЗОЖ и профилактика болезней. – М.: Академия, 2000. – 320 с.

  5. Мохнач Н.Н. Валеология.-Р-н Д.: Феникс,2004-256с.


Дополнительная

  1. Амосов Н.М., Бендет Я.С. Физическая активность и здоровье. - Киев: Здоровье, 1994.

  2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казанский университет. - 1998

  3. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. СПб, Петрополис, 1992. - 123 с.

  4. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Валеология — стратегия здравоохранения будущего //Акад. Мед. наук Украины. — 1997, № 3, с. 426-436


Практическое занятие № 2 ( 2 часа) (делаем в аудитории)
^ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
1. Росто-весовой показатель. Длина тела в см минус 100 равна массе тела в кг. Этот показатель применим для оценки физического развития взрослых людей, рост которых в пределах 155-165 см. Если 165-175 см, следует вычесть 105 единиц, если 175-185 см -110 единиц (как разновидность - росто-весовой показатель (вес, г, разделить на рост в см), величина этого показателя зависит от плотности тканей и роста человека).
2. Индекс пропорциональности развития грудной клетки (индекс Эрисмана) рассчитывается как разность между окружностью грудной клетки, измеренной в покое, и половиной роста стоя. Для мужчин эта разность составляет +5,8; для женщин +3,3 см. Если значения ниже приведенных величин или имеют отрицательный показатель, то это указывает на недостаточное развитие грудной клетки.
3. Костный фундамент. Обычно размер запястья пропорционален размеру лодыжки (обхват лодыжки почти всегда на 5-6 см больше), хотя это и не у всех так. У некоторых людей нижняя половина тела крепче верхней. Например, запястье 16,5 см, а лодыжка - 25. Если обхват запястья от 15 до 17,5 см, это указывает на астенический костный фундамент. Запястье от 17,5 до 20 см - на нормостенический, свыше 20 см - на гиперстенический.
4. Индекс пропорциональности физического развития: Рост стоя минус рост сидя разделить на рост сидя и умножить на 100. Величина показателя позволяет судить об относительной длине ног.

^ Критерии оценки: менее 87% - малая длина ног относительно туловища; 87-92% - пропорциональное физическое развитие; более 92% - относительно большая длина ног. Все эти данные антропометрического характера важны для определения вида спорта (детям, подросткам, молодым людям) или для целенаправленной двигательной нагрузки оздоровительного характера.

Слово «спорт» со старофранцузского в средние века означало приятное времяпрепровождение, т.е. беседы, шутки, игры, развлечения. И только в начале XIX века оно получило то значение, в котором употребляется в настоящее время — соревнование в силе, быстроте, ловкости, выносливости с целью достижения победы, а если иметь в виду профессиональную сторону — не только личного обогащения, но создание имиджа, не исключая, в первую очередь, патриотизма и прославления страны, за которую ты выступаешь.
КП(коэфф.пропорц-ти) = (рост стоя — рост сидя: рост сидя) х 100.

В норме КП = 87-92%. Этот коэффициент важен при определении вида спорта. Например: с низким КП (низкое расположение центра тяжести) — устойчивость тела в пространстве (виды спорта — горнолыжный, борьба, штанга и др.). Лицам с высоким КП (более 92%) рекомендуются игровые виды спорта, легкая атлетика и др. Как правило, у женщины КП несколько ниже, чем у мужчин.

Вес имеет существенное значение для физических нагрузок и, в целом, влияет на функциональные возможности организма.
5. Масса тела для взрослых с учетом телосложения.

Индекс Бернгарда. Рост умножить на объем груди и разделить на 240.

В практике врачебного контроля весо-ростовой индекс определяется отношением массы тела в гр. к росту в см. В норме он составляет для женщин 325-327 г/см, для мужчин — 350-400 г/см.

Для определения должной массы тела пользуются росто-весовым показателем (Брока-Бругша), соотношением между весом (Р) и ростом (Н).

Р = Н - 100 (кг) при Н = 155-165 см

Р = Н - 105 (кг) при Н = 166-175 см

Р = Н — 110 (кг) при Н = более 175 см.

Или по индексу Кетле, который получают при делении веса (г) на рост (см). Этот индекс равен в среднем для мужчин 370-400 г/см, для женщин — 325-375 г/см, для мальчиков 15 лет — 325 г/см, для девочек 15 лет — 318 г/см.
6. Индекс крепости телосложения (по Пинье). Выражает разницу между ростом и суммой массы тела и окружностью грудной клетки. При измерении окружности грудной клетки лента накладывается сзади - под углами лопаток, а спереди по 4-му ребру по сосковой линии (у мужчин и детей) и над грудными железами у женщин. Определяют окружность грудной клетки: при глубоком вдохе; при глубоком выдохе; во время дыхательной паузы. Разница между окружностью груди на вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки

ИП = L- (P+T),

где ИП - индекс; L - рост (см), Р - масса тела (кг), Т -окружность груди в фазе выдоха (см).

Чем меньше разность, тем лучше показатель (при отсутствии ожирения).

Критерии оценки: до 10 - крепкое телосложение; от 10 до 20 - хорошее; от 21 до 25 - среднее; от 25 до 35 - слабое; более 36 очень слабое. М.В. Черноруцкий предложил определять тип конституции по индексу физического развития Пинье. У гипостеников (астенический тип) этот индекс больше 30, у гиперстеников (пикнический тип) - меньше 10, у нормостеников (атлетический тип) - от 10 до 30.
Типы телосложения

На основании проведенного обследования делается заключение о типе телосложения:

нормостенический, гиперстенический, астенический, промежуточный.

А с т е н и ч е с к и й

  • характеризуется преобладанием длиннотных размеров над широтными:

  • конечности длинные и тонкие, туловище короткое, грудная клетка длинная и узкая, уплощенная, эпигастральный угол острый, голова узкая или яйцеобразная, лицо вытянутое, шея тонкая и длинная, мышцы развиты слабо, длинные, тонкие; упитанность пониженная, кожа бледная, сухая; нередко наблюдается нарушение осанки (сутуловатость, круглая спина

У астеников чаще встречается

  • гипотензия;

  • заболевания органов дыхания (в частности, туберкулез);

  • заболевания щитовидной железы, сопровождающиеся повышением ее функции;

  • неврозы;

  • заболевания желудочно-кишечного тракта.

  • ниже резистентность (устойчивость) к экстремальным воздействиям

Г и п е р с т е н и к

  • преобладание широтных размеров: конечности короткие, толстые;

  • тело длинное, плотное;

  • шея короткая, широкая; эпигастральный угол тупой; живот длинный и хорошо выражен; таз широкий, подкожная жировая клетчатка хорошо развита; мускулатура хорошо развита, но вследствие хорошей упитанности малорельефна; мышцы короткие и толстые, костяк широкий, позвоночник часто имеет усиленный поясничный лордоз.

У гиперстеников чаще развиваются

  • гипертоническая болезнь;

  • атеросклероз (соответственно, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда и инсульт);

  • сахарный диабет;

  • ожирение;

  • тромбоз сосудов конечностей;

  • желчнокаменная болезнь.

Н о р м о с т е н и к

  • вариант пропорционального атлетического телосложения: длиннотные и широтные размеры пропорциональны;

  • плечи достаточно широкие, таз узкий; грудная клетка хорошо развита, эпигастральный угол около 90 градусов, мускулатура хорошо развита и рельефна, упитанность умеренная.

  • Прогнозы заболеваемости по соматической конституции благоприятные


В спортивной классификации

Астеноидный тип характеризуется

  • узкими формами тела, кисти, стопы. Эпигастральный угол - острый. Спина сутулая, лопатки выступают. Кости тонкие. Слабое развитие жирового и мышечного компонентов. При малых абсолютных величинах мышечной силы и производительности кардиореспираторной системы относительные (на 1 кг массы тела) показатели довольно высокие, реакция на физические нагрузки экономичная.

Грудной (торакальный тип)

  • форма тела узкая (но в меньшей степени, чем у астеников), ширина плеч - средняя, эпигастральный угол - прямой, грудная клетка - цилиндрическая.

  • Жировой, мышечный и костный компоненты тела развиты слабо или умеренно.

  • Относительные показатели двигательных качеств и максимального потребления кислорода (МПК) высокие.

Мышечный тип

  • характеризуется хорошим развитием мышечного и костного компонентов при умеренном содержании жирового компонента. Телосложение пропорциональное, плечи широкие, таз узкий, грудная клетка цилиндрическая, эпигастральный угол - прямой, масса тела выше средних величин.

  • Высокий уровень физической работоспособности, большие значения абсолютных и относительных показателей двигательных качеств.

Брюшной (дигестивный тип)

  • отличается коренастым телосложением; масса тела выше средних величин, обильное жироотложение, развитие костного и мышечного компонентов тела умеренное; плечи и таз широкие, живот выпуклый, все формы тела округлые. Абсолютные величины двигательных качеств могут быть довольно высокими, а относительные - низкими. Пониженный уровень физической работоспособности, неэкономичная реакция на физические нагрузки.

На основании проведенного исследования физического развития: -

-определите собственную конституцию;

-выпишите виды спорта, соответствующие вашей конституции;

Оформите полученные результаты и заключение с прогнозом возможных заболеваний в письменном виде
^ Практическое занятие № 3 (2 часа)
Тема: Адаптационные резервы организма
Методика 1. Определение адаптационного потенциала (Д.Н.Давиденко)
Цель занятия. выработка практических умений оценки адаптационного потенциала, отражающего физическое здоровье человека.

^ Задание: определение адаптационного потенциала организма

Оснащение. Секундомер, тонометр для определения уровня артериального давления.

Порядок работы.

Для определения адаптационного потенциала регистрируются следующие показатели:

- возраст, масса тела, рост, частота пульса, артериальное давление.

Расчет производится по формуле:
АП=0,011• ЧП + 0,014•АДс + 0,008•АДд + 0,014•В + 0,009•МТ - (0,009•Р+0,27),
где АП - адаптационный потенциал;

В - возраст, лет,

МТ - масса тела, кг;

Р - рост, см;

АДс - артериальное давление систолическое, мм рт.ст.;

АДд — артериальное давление диастолическое, мм рт.ст.;

ЧП - частота пульса в 1 мин.

Общая оценка адаптационного потенциала системы кро­вообращения оценивается по следующей шкале:


Баллы АП

Характер адаптации

Уровень функц-го состояния

2,1 и ниже

Удовлетворительная адаптация

Высокие или достаточные функц-е возможности организма

2,11 - 3,20

Напряжение механизмов адаптации

Достаточные функциональные возможности обеспечиваются за счет функциональных резервов

3,21 - 4,30

Неудовлетворительная адаптация

Снижение функциональных возможностей организма

выше 4,31

Срыв механизмов адаптации


Резкое снижение функциональных возможностей организма



Достоинство указанного диагностического подхода заклю­чается в том, что быстро и без больших затрат выявляются лица, по отношению к которым необходимо проведение оздо­ровительных мероприятий, либо изменение условий окружа­ющей среды.

В то же время выделяемые состояния адапта­ционного потенциала, хотя в определенной степени и характеризуют здоровье, все же это скорее результирующая взаимодействия организма с окружающей средой., т.е. ситуативный показатель.

С одной стороны, можно представить себе индивида с высоким уров­нем здоровья, но попавшего в экстремальную производствен­ную либо бытовую ситуацию, приведшую к срыву адапта­ции, несмотря на значительные резервы функций.

С другой стороны, у больного, находящегося в стадии ремиссии хронического соматического заболевания (к при­меру, хронической пневмонией), будет определяться стадия удовлетворительной адаптации, хотя уровень здоровья у него будет достаточно низким.

Указанных недостатков лишена группа методов диагнос­тики здоровья по прямым показателям.
^ Методика 2. Оценка физического состояния

Методика Д.Н.Давиденко

Цель занятия: Овладеть методикой оценки физического состояния.

Оснащение: Секундомер, весы, ростомер, тонометр.

^ Порядок работы: Измеряются

- частота пульса за 10 сек с дальнейшим перерасчетом на 1 мин,

- масса тела, рост и

- уровень давления в сидячем положении («тоны Короткова»).
Обработка результатов:

Уровень физического состояния (УФС):

700 – 3 х ЧСС – 2,5 х АДср. – 2,7 х В + 0,28 х m

УФС = -------------------------------------------------------------------

350 – 2,6 х В + 0,21 х h

Где: ЧСС – частота сердечных сокращений (уд/мин) в состоянии покоя

АДср. – среднее АД = АДд + (АДсис - АДд)/3

В – возраст, годы на момент обследования

m - масса тела

h - рост (см).

Полученные результаты сравнивают с табличными:
Характеристика уровня физического состояния

Ур-нь физ. состояния

Мужчины

Женщины

Низкий

0,225 – 0,375

0,157 – 0,260

Ниже среднего

0,376 – 0,525

0,261 – 0,365

Средний

0,526 – 0,675

0,366 – 0,475

Выше среднего

0,676 – 0,825

0,476 – 0,575

Высокий

0,826 и выше

0,576 и выше


Литература:
1. Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова – СПб., Питер, 2005.

2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. – К., 2000; Р/Д,2000.
^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА




п\п

Название темы

Количество часов

РА1, УА1, ДН1, НО1, АН1, АФ1

1

СР 1. Основные понятия валеологии

4

2

Тема 2. Оценка уровня здоровья и составление рекомендаций по его укреплению

10




Всего

14


Индивидуальных занятий – 2 часа (РА1, УА1,), 3 часа (ДН1,НО, АН1, АФ1)

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ (14 часов)
Содержательный модуль 1 Теоретические основы валеологии
Самостоятельная работа №1

Задание № 1
Основные понятия валеологии

Задание: Составить краткий словарь следующих терминов:

  1. Валеология.

  2. Здоровье.

  3. Болезнь, нё периоды.

  4. Индексы здоровья.

  5. Конституция (биотип) человека.

  6. Генгтип.

  7. Фенотип.

  8. Работоспособность человека.

  9. Свойства нервной системы (по И.П.Павлову).

  10. Симптом.

  11. Синдром.

  12. Соматоскопия.

  13. Антропометрия.

  14. Систолическое артериальное давление.

  15. Диастолическое артериальное давление.

  16. Пульсовое артериальное давление.

  17. Психосоматика.

  18. Психическое здоровье.

  19. Функциональные резервы организма.

  20. Функциональные пробы.

  21. Флегматик.

  22. Сангвиник.

  23. Холерик.

  24. Меланхолик.

  25. Хронотип человека (периодизация активности).

  26. Кифоз.

  27. Сколиоз.

  28. Лордоз.

  29. Эндокринная система.

  30. Пубертатный период.



Литература

  1. Ананьев В.А., Давиденко Д.Н., Петленко В.П., Хомутов Г.А. Этюды валеологии / Под общ. Ред Д.Н.Давиденко. – Спб,2001.

  2. Волков В.Ю., Ланев Ю.С., Петленко В.П., Давиденко Д.Н. и др. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни/ Под ред. Д.Н.Давиденко. – СПб, 2001.

  3. Казначеев В. П. Очерки теории и практики экологии человека. — М.: Наука, 1982.—264 с.

  4. Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье человека. - М.: Знание, 1982.

  5. Психология здоровья /Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.


Самостоятельная работа № 1

Задание № 2
Теоретические основы валеологии

Работа выполняется письменно в рукописном или печатном виде. Содержание оформляется с разбивкой на подпункты, объем - по 2 страницы рукописного текста на каждый вопрос в тетради для самостоятельных работ, в концевашей темы приводится список использованных источников.

Номер темы выбирается в соответствии с номером Вашей фамилии в списке учебного журнала.

Вариант 1

  1. История развития валеологии.

  2. Понятие адаптации, виды. Организация и гигиена умственного труда


Вариант 2

  1. Понятие о здоровье: определения в разных подходах.

2. Режим дня и деятельности.
Вариант 3

1. Генетические факторы и их влияние на здоровье

2. Память и ее тренировка
Вариант 4

1.Соотношение здоровья и болезни в валеологической модели.

  1. Акселерация физического развития.


Вариант 5

1.Понятие гомеостаза, примеры в биологических системах.

2.Место двигательной активности в жизнедеятельности человека
Вариант 6

1. Состояние окружающей среды как фактор здоровья.

2. Психика и центральная нервная система
Вариант 7

  1. Адаптационные резервы организма, их уровни.

  2. Психическое здоровье. Основные понятия


Вариант 8

  1. Компоненты здорового образа жизни и их характеристика.

  2. Режим дня. Профилактика переутомления.


Вариант 9

  1. Биологическое и социальное в природе человека - единство и противоречие

  2. Антропометрия, назначение, методы.


Вариант 10

1. Понятие здорового образа жизни.

  1. Методы оценки физического здоровья


Вариант 11

  1. Основы рационального питания.

  2. Определение адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы.


Вариант 12

  1. Человек и его здоровье с позиций системного подхода.

  2. Понятие об иммунитете


Вариант 13

1. Валеологические основы закаливания

2. Понятие о простудных и простудно-инфекционных заболеваниях
Вариант 14

1. Эмоции и эмоциональный стресс

2. Конституция и склонность к заболеваниям.
Вариант 15


  1. Факторы риска и их вклад в формирование здоровья.

  2. Физическая работоспособность.


Вариант 16

1. Конституция человека и здоровье

2.Значение ЗОЖ в жизни человека.
Вариант 17

1. Возрастные особенности двигательной активности

2. Аллергия и аллергены
Вариант 18

1. Качество жизни: понятие, структура, связь со здоровьем

2. Антропогенные факторы, влияющие на здоровье
Вариант 19

1. Прогнозирование здоровья: значение, направления.

2. Типы телесной конституции
Вариант 20

1. Функциональные резервы организма

2. Аэротерапия: понятие, назначение, применение
Вариант 21

1. Физиологические основы физической культуры

2. Биоритмы и биоритмология
Вариант 22

1. Психология счастья английского психолога М.Аргайла.

2. Витамины
Вариант 23

1.Конституция человека и его здоровье

2. Дыхательные методы оздоровления
Вариант 24

1.Гигиена сна; одежды и обуви; зрения; слуха и т.д.

2. Группы здоровья
Вариант 25

1. Управление здоровьем (формирование, сохранение и укрепление).

2. Нервно-мышечная релаксация.
Вариант 26

  1. Биоритмы в жизни человека. Десинхронозы

  2. Определение «здоровья». Различия подходов. Индивидуальное здоровье.


Вариант 27.

1. Представления о постоянстве внутренней среды организма и гомеостазе.

2. Факторы риска ухудшения здоровья.
Вариант 28

1. Здоровое питание. Диеты.

2. Адаптация, адаптивные резервы организма
Вариант 29

1. Психосоматические расстройства в жизни современного человека. Роль эмоций.

2. Народные средства укрепления здоровья человека.
Вариант 30.

1. Творческое долголетие и здоровье человека. Духовность.

2. Стрессогенные факторы.
Содержательный модуль № 2: МЕТОДИКИ ВАЛЕОДИАГНОСТИКИ
Проверка письменно оформленных практических заданий по валеодиагностике и самостоятельных работ
^ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Индивидуальное занятие: Оценка уровня здоровья и составление рекомендаций по его укреплению

Задание: Выполнить антропометрическое исследование, диагностику физического состояния и адаптационного потенциала для двух человек из свого окружения по изученным методикам.

Форма отчета: протоколы, заключение и рекомендации по укреплению здоровья в письменном виде в тетради для самостоятельных работ.

^ ИТОГОВЫЙ МОДУЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
(ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ)


  1. Валеология: объект и предмет исследований, классификация.

  2. Понятие о здоровье: определения в разных подходах.

  3. Соотношение здоровья и болезни в валеологической модели.

  4. Предболезнь, или «третье состояние»: субъективные и объективные проявления.

  5. Понятие гомеостаза, примеры в биологических системах.

  6. Механизм гомеостаза: отрицательная обратная связь, примеры.

  7. Общая характеристика адаптации, регенерация и компенсация, примеры.

  8. Адаптационные резервы организма, их уровни.

  9. Виды адаптации и адаптационных реакций.

  10. Генетические факторы и их влияние на здоровье.

  11. Факторы риска и их вклад в формирование здоровья.

  12. Компоненты здорового образа жизни и их характеристика.

  13. Биологические и социальные критерии здоровья.

  14. Значение ЗОЖ в жизни человека.

  15. Режим дня и деятельности. Профилактика переутомления.

  16. Биоритмы и биоритмология.

  17. Основы рационального питания.

  18. Витамины и микроэлементы, значение для здоровья.

  19. Вегетарианство и сыроедение как метод укрепления здоровья.

  20. Вредные привычки и их профилактика.

  21. Табакокурение, его влияние на организм.

  22. Алкоголизм и его влияние на здоровье.

  23. Наркомания и её влияние на личность.

  24. Состояние окружающей среды как фактор здоровья.

  25. Экология жилища как фактор здоровья.

  26. Конституция человека и склонность к заболеваниям.

  27. Основные типы соматической конституции

  28. Двигательная активность и здоровье человека.

  29. Валеологические методы диагностики индивидуального здоровья.

  30. Определение адаптационного потенциала сердечнососудистой системы.

  31. Типы реакции сердечнососудистой системы на нагрузку.

  32. Диагностика уровня здоровья по прямым показателям: определении биологического возраста.

  33. Метод оценки адаптационных резервов на уровне организма: определение максимального потребления кислорода (МПК).

  34. Метод оценки адаптационных резервов на уровне организма: оценка физической работоспособности

  35. Типы реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку.

  36. Закаливание как способ развития адаптационных возможностей организма: средства и виды (вода, воздух и т.д.) (Петр.)

  37. Понятие об иммунитете и инфекционных заболеваниях.

  38. Эмоциональный стресс и его последствия для здоровья.(Петрушины)

  39. Возрастные изменения состояния здоровья и их профилактика.

  40. Приемы и методы психологического оздоровления организма (аутогенная тренировка).

^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ
ВАРИАНТ 1


  1. Дайте определение здоровья и болезни. Каково их соотношение в модели В.В.Подвысоцкого.

  2. На каких уровнях проявляется здоровье человека?

  3. Типы адаптации по В.П.Казначееву.

  4. Полноценными белками являются:

а) белки животного происхождения
б) белки растительного происхождения
в) белки грибов

г) белки глаз

5. Задача: рост стоя 170 см, рост сидя 87 см. Рассчитайте индекс пропорциональности

физического развития.
ВАРИАНТ 2


  1. Что такое конституция человека: определение, разновидности; типы телесной конституции.

  2. Какие виды адаптации Вы знаете?

  3. Перечислите и поясните компоненты ЗОЖ.

  4. Источником кальция являются:

а) хлеб
б) молоко и молочные продукты
в) фрукты
г) жиры

  1. Задача: рост мальчика 14 лет 164 см, вес 69 кг. Оцените физическое развитие по индексу Кетле.


ВАРИАНТ 3


  1. Понятие гомеостаза, примеры у человека (не менее 5).

  2. Что такое «предболезнь» и как это проявляется в субъективных ощущениях?

  3. Какие виды гомеостаза Вы знаете? Примеры.

  4. Пищевые волокна необходимы для:

а) образования энергии
б) стимуляции двигательной активности желудочно-кишечного тракта
в) регуляции активности пищеварительных ферментов

г) для витаминизации пищи

5. Задача: обхват грудной клетки в паузе 100 см, рост 164 см.

Рассчитайте пропорциональность развития грудной клетки мужчины по индексу Эрисмана
ВАРИАНТ 4


  1. Что такое физическое развитие, и какими параметрами оно описывается?

  2. Что такое адаптационные резервы, назовите и поясните их уровни?

  3. Какие системы органов являются важнейшими в поддержании здоровья?

  4. Энергетическую функцию выполняют в основном:

а) белки
б) углеводы
в) витамины
г) жиры

  1. Задача: рост 182 см, вес 76 кг, окружность грудной клетки-104 см. Определить тип конституции по индексу Пинье.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вайнер Э. Н. Валеология. Практикум iconВайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001
Учебник разработан в соответствии с программой дисциплины для студентов невалеологических специальностей вузов и университетов. Основной...

Вайнер Э. Н. Валеология. Практикум iconВайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001
Учебник разработан в соответствии с программой дисциплины для студентов невалеологических специальностей вузов и университетов. Основной...

Вайнер Э. Н. Валеология. Практикум iconАркадий Вайнер Петля и камень в зеленой траве Аркадий Вайнер Георгий...
Вайнеров внешне является детективом — нет никаких сомнений. Об этом свидетельствуют и фамилии авторов — известнейших мастеров советского...

Вайнер Э. Н. Валеология. Практикум iconПрактикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии серия «Практикум по психологии»
Учеб пособие/В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др., Под общей ред. А. А. Крылова, с а. Маничева. – Спб: Питер, 2000....

Вайнер Э. Н. Валеология. Практикум iconКопытина Серия «Практикум по психологии»
Ббк 53. 57 Удк 615. 851 П69 Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — Спб.: Питер, 2001. — 448 с: ил. — (Серия «Практикум...

Вайнер Э. Н. Валеология. Практикум iconПрактикум по дисциплине «Бухгалтерский учет» Оглавление
После прикрепления ответа в e-education ru, пришлите, пожалуйста, мне информацию об этом на электронную почту для более оперативной...

Вайнер Э. Н. Валеология. Практикум iconПедагогика в начальном образовании: Учеб. К 90 пособие для студ сред...
Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. К 90 пособие для студ сред пед учеб заведений / Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер,...

Вайнер Э. Н. Валеология. Практикум iconФизическая химия лабораторный практикум Санкт-Петербург 2010 удк...
Физическая химия. Лабораторный практикум. Составители: Д. Э. Чиркст, О. В. Черемисина, Иванов И. И., Иванов М. В., Лобачева О. Л.,...

Вайнер Э. Н. Валеология. Практикум iconПредставленный практикум является второй частью издания «Медбиофизика....
«Медбиофизика. Лабораторный практикум» с общим объемом 18–20 лабораторных работ, разработанный с учетом фгос третьего поколения....

Вайнер Э. Н. Валеология. Практикум iconПрактикум по гештальттерапии петербург
Фредерик С. Перлз, Пауль Гудмен, Ральф Хефферлин практикум по гештальттерапии: пер с англ

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов