Скачать 0.7 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА БИОЛОГИИ РАЗДЕЛ: "ПАРАЗИТОЛОГИЯ" Методическая разработка для студентов Владивосток, 2008 г. Авторы: B.C. Каредина, Г.Г. Божко, Л.А. Масленникова, Л.В. Веревкина Методическая разработка утверждена: 1) на заседании кафедры биологии ВГМУ. Протокол № 7 от 2 апреля 2004 г. 2) на заседании методического совета математических и естественно-научных дисциплин ВГМУ. Протокол № 5 от 15 апреля 2004 г. Она рекомендована для работы студентов на практических занятиях по биологии медицинского университета всех специальностей. Методическая разработка подготовлена на кафедре биологии ВГМУ в соответствии с Программой по биологии для студентов Высших учебных заведений. Москва ГОУ ВУНМЦ, 2001 год. ^ (Protozoa) КЛАСС ЖГУТИКОВЫЕ (Flagellata)». Время: 135 минут (3 часа). Мотивационная характеристика. Патогенные для человека простейшие, поражающие отдельные ткани и органы, вызывающие заболевания различной тяжести, в том числе с летальным исходом, правильное определение видовой принадлежности паразита помогает установить правильный диагноз, что в свою очередь и определяет методы лечения. Изучение экологии паразитов и переносчиков позволяет установить пути циркуляции паразитов в природе и способы попадания в организм человека, что необходимо для разработки и соблюдения мер профилактики и уничтожения паразитов. Учебная цель: студенты должны: 1. Выделять морфофункциональные особенности организации простейших. 2. Знать экологические основы классификации паразитизма. 3. Уметь идентифицировать видовую принадлежность представителей типа Простейших. 4. Знать меры профилактики и лабораторной диагностики инвазионных заболеваний, вызываемых простейшими. План занятия: 1.Организационная часть с мотивацией темы. 2.Проверка исходного уровня знаний (опрос-беседа). 3.Самостоятельная работа на занятии. 4.Итоговый контроль. 5.Заключение по теме. Исходный уровень знаний: 1. Вспомнить основные понятия паразитологии 2. Перечислить основные систематические единицы типа Простейшие. Контрольные вопросы к занятию: 1. Предмет и задачи медицинской паразитологии. 2. Формы межвидовых биотических связей в биоценозах 3. Классификация паразитизма и паразитов (истинный, ложный, облигатный, факультативный, эктопаразиты, эндопаразиты, временные, постоянные, сверхпаразиты) 4. Происхождение паразитизма. 5. Адаптации к паразитизму. 6. Цикл развития паразитов. 7. Действия хозяина на паразита. 8. Сопротивление паразитов реакция иммунитета хозяина 9. Природно-очаговые, трансмиссивные заболевания 10. Морфофизиологическая характеристика и классификация типа Protozoa. 11. Морфофизиологическая характеристика класса Жгутиковые. 12. Трансмиссивные инвазии. Циклы развития лейшмании (Leischmania donovani, Leischmania tropica). Лабораторная диагностика, патогенное действие и профилакти ка тропического и висцерального лейшманиозов. 13. Трансмиссивная инвазия: Трипаносомоз, диагностика, профилактика. 14. Лямблиоз. Лабораторная диагностика, профилактика. 15. Трихомоноз урогенитальный и кишечный. Лабораторная диагностика, патогенное действие и профилактика. Самостоятельная работа. Работа 1. Ответить на вопросы исходного контроля знаний. Вариант 1 1. Каким путем проникает в организм человека возбудитель африканского трипаносомоза: а) трансмиссивными, б) активным внедрением в кожу, в) пищевым, г) воздушно – капельным. 2. Каким путем проникает в организм человека возбудитель кожного лейшманиоза: а) контактно-бытовым, б) воздушно-апельным, в) трансмиссивным. 3. Какой материал используется для диагностики лямблиоза: а) фекалии, б) дуоденальное содержимое, в) отделяемое влагалища, г) мокрота. 4. Назовите природный резервуар висцерального лейшманиоза: а) рыбы, б) собаки, в) птицы, г) лягушки. 5 К каким заболеваниям относится африканский трипаносомоз: а) природно-очаговым, б) трансмиссивным, в) сезонным, г) климатическим. Вариант 2 1. Какой материал используется для диагностики влагалищного трихомонодоза: а) мокрота, б) дуоденальное содержимое, в) пункта из печени, г) отделяемое влагалища и уретры. 2. Каким путем проникает в организм человека возбудитель лямблиоза: а) пищевым, б) трансмиссивным, в) контактно - бытовым, г) активным внедрением через кожу. 3. Какой материал используется для диагностики кожного лейшманиоза а) фекалии, б) отделяемое из кожных язв, в) дуоденальное содержимое, г) мокрота. 4. В каких органах паразитирует кишечная трихомонада: а) тонкий кишечник, б) толстый кишечник, в) печень, г) легкие 5. Какой материал используется для диагностики африканского трипаносомоза: а) сыворотка крови, б) мокрота, в) цереброспинальная жидкость, г) фекалии, д) периферическая кровь. Работа 2. Рассмотреть под микроскопом постоянные микропрепараты и зарисовать в альбом. Препарат 1. Мазок крови лошади с возбудителем трипаносомоза. Пост. преп ., Бол. увел (Trypanosoma eguiperdum) Все поле зрения занято эритроцитами розового цвета. Между ними найдите удлинённые тельца, окрашенные в сине-фиолетовый цвет, это трипаносомы. В средней части тела простейшего можно видеть круглое продолговатое, красно-фиолетовое ядро. Жгутик идет вдоль тела и свободно выступает на переднем конце. Иногда можно видеть ундулирующую мембрану. Зарисовать. Отметить: 1) трипаносому, 2) ядро. 3) жгутик, 4) ундулирующую мембрану, 5) эритроциты. Препарат 2. Мазок выделения язвы (при кожном лейшманиозе). Пост. преп. Больш. увел. В поле зрения видны лептомонадные формы лейшмании, которые лежат группами. Передний конец лейшмании расширен и округлен, задний заострен. Крупное ядро расположено ближе к заднему концу тела. На переднем конце тела располагается жгутик. Зарисовать. Отметить. 1) ядро, 2) жгутик. Препарат 3. Строение лямблии (Lamblia intestinalis). Пocт. преп. Б. ув. Обратите внимание на характерную грушевидную форму тела лямблии и парность всех структур. Два ядра расположены в широкой части грушевидного тела, органоидами движения являются 4 пары жгутиков. Зарисовать. Отметить: 1) ядра. 2) жгутики; 3) присасывательные диски; 4) аксостиль. Препарат 4. Мазок из влагалища больной трихомонозом. Урогенитальная трихомонада (Trichomonas vaginalis). Пост. преп. Б. ув. Найдите овальное тело паразита, заостренное на заднем конце. Пузыревидное ядро лежит в передней части тела. Иногда видны жгутики. Зарисовать. Отметить: 1) ядро. 2) жгутик; 3) ундулирующая мембрана. Работа 3. Заполнить сравнительную таблицу по патогенным простейшим представителей класса Жгутиковые.
Работа 4. Решение ситуационных задач: 1. В мазке крови человека между клетками наблюдаются одноклеточные организмы с узким, длинным изогнутым телом, на конце которого начинается одноклеточный жгут, на некотором протяжении связанный с телом ундулирующей мембраной. Возбудитель какого заболевания содержится в крови? 2. При анализе фекалий человека обнаружены мелкие биченосцы с заостренным шиловидным выростом на конце тела. В цитоплазме различается одно пузыревидное ядро. Имеется несколько свободных жгутиков. Вдоль тела тянется одна ундулирующая мембрана. По продольной оси тела простейшего располагается аксостиль. К какому виду паразитических Жгутиковых относится данное простейшее? 3. У больного с воспалительным процессом мочеполовых путей, в выделениях найдены вегетативные формы простейших. Их тело широко - овальное и грушевидное. От переднего конца отходит 3-4 жгутика. Есть одна ундулирующая мембрана. Имеется аксостиль. Ядро размещено у переднего конца тела. Какое простейшее является причиной воспаления мочеполового тракта у больного? 4. При дуоденальном зондировании в содержимом 12-ти-перстной кишки человека обнаружены простейшие грушевидной формы с двусторонней симметрией. На вентральной стороне тела у них размещены присасывательные диски. Имеются ядра, размещенные в широкой части тела. Между ядрами проходит аксостиль. Наблюдаются 4 пары жгутиков. К какому виду простейших относится это простейшее? 5. При микроскопировании отделяемого из кожных язв больного обнаружены мелкие паразиты округлой или овальной формы, в теле которых находятся одиночные, смещенные к периферии ядра и палочковидный блефаропласт. Паразиты либо заполняют цитоплазму клеток ткани человека, либо свободно лежат вблизи разрушенных клеток. При искусственном культивировании на питательной среде превращаются в жгутиковую форму. Укажите видовое название паразита, название заболевания которое он вызывает? 6. У больного наблюдается лихорадка, увеличена селезенка и печень, установлено уменьшение числа эритроцитов в крови. Микроскопия мазка из пунктата грудины показала, что в клетках костного мозга обнаружено большое количество безжгутиковых паразитов. В цитоплазме располагается одно ядро. Заметен палочковидный блефаропласт. При культивировании паразита на искусственной среде, он превращается в жгутиковую форму. Установите диагноз заболевания? 7. В нативном мазке жидких фекалий обнаружены простейшие. Форма грушевидная размер 10-20 мкм, движение быстрое, беспорядочное, с вращением вокруг оси. У некоторых слабо двигающихся экземпляров по одному краю тела видны как бы пробегающие «волны». Определите вид простейшего. 8. В нативном мазке кала обнаружены цисты простейших. Могут ли они быть цистами кишечной трихомонады? 9. У пациентки обнаружены влагалищные трихомонады. Следует ли также обследовать ее мужа, не предъявляющего никаких жалоб на заболевание? 10. В мазке пунктата костного мозга, окрашенного по Романовскому, обнаружены внутриклеточные скопления мелких образований. Цитоплазма голубовато-сиреневого, сиреневого оттенка, ядро красно-фиолетовое, заметно интенсивно окрашенное палочковидное или точечное «ядрышко». Что обнаружено в препарате? 11. Откуда лямблии попадают в материал, получаемый при дуоденальном зондировании? Работа 5: Ответить на тесты итогового контроля. Вариант 1. 1. Перечислите жгутиковых паразитирующих в кишечнике человека: а, б. 2. Назовите переносчика висцерального лейшманиоза: а. 3. Какие виды лейшмании паразитируют у человека: а, б. 4.Назовите резервуар кожного лейшманиоза: а, б. 5.Какие органы поражаются при висцеральном лейшманиозе. а, б. 6. Назовите переносчиков африканских трипаносомозов: а. 7. Назовите формы лейшмании: а, б. 8. Где распространен африканский трипаносомоз: а. 9. Методы лабораторной диагностики лямблиоза: а, б. 10. Назовите виды трихомонад человека: а, б. 11. Назовите формы лейшманиоза: а, б. Вариант 2. 1. К каким морфологическим структурам кишечника человека прикрепляются лямблии: а. 2. Какая жизненная форма лямблий используется в диагностике лямблиозов: а. 3. Назовите органоиды движения трипаносом: а, б. 4. В каких органах человека паразитирует трипаносома: а, б, в. 5. Назовите заболевание, которое можно диагностировать при исследовании цереброспинальной жидкости: а. 6. Назовите представителя жгутиковых, у которого имеется 4 пары жгутиков: а. 7. Назовите трихомонад, имеющих клеточный рост: а. 8. Какие заболевания, вызываемые жгутиковыми, относятся к природно-очаговым: а, б, в. 9. В пунктате из каких органов можно найти возбудителя висцерального лейшманиоза: а, б, в. 10. Назовите переносчика кожного лейшманиоза: а. 11. Назовите системы и органы, где могут паразитировать жгутиковые: а, б, в, г, д, е. ЛИТЕРАТУРА: 1. Лекционный материал. 2. Ярыгин В.Н. Биология. – 2 т. – М., 2001. – С. 196-224 - С. 225-226, С. 235-240. 3. Ярыгин В.Н. Биолотия. - М., 1985,. – С. 403-439, С. 519-523. 4. Слюсарев А.А. Биология с общей генетикой. - М., 1978. - С. 285-302. 5. Чебышев Н.В. Биология. - М., 2002. – С. 415-434. 6. Руководство к лабораторным занятиям по биологии под редакцией Богоявленского К. - М., 1988. - С. 117-127. 7. Генис Д.Е. Медицинская паразитология. - М., 1991. - С. 7-24, С. 27-40. 8. Ильинский Н.Н. и др. Медицинская паразитология. – Томск, 2001. - С. 3-54. Дополнительная 1. Гинецинская Т.А., Добровольский А.А. Частная паразитология. - М., 1978. 2. Павловский Е.Н. Руководство по паразитологии человека. – М.-Л., 1948. 3. Заяц Р.Г. и др. Основы общей и медицинской паразитологии. – М., 2002. - С. 5-50. ТЕМА 2: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ В ТИПЕ ПРОСТЕЙШИЕ (Protozoa). КЛАССЫ: СПОРОВИКИ (Sporozoa), ИНФУЗОРИИ (Infusoria), САРКОДОВЫЕ (Sarcodina). Время: 135 минут (3 часа). ^ Патогенные виды простейших распространены очень широко. Многие виды животных и птиц на всех континентах заражены токсоплазмой. Патогенные для человека простейшие, поражающие отдельные ткани и органы, вызывают заболевания различной тяжести, в том числе с летальным исходом. Правильное определение видовой принадлежности паразита помогает установить правильный диагноз, что в свою очередь определяет и методы лечения. Изучение экологии паразитов и переносчиков позволяет установить пути циркуляции паразитов в природе и способы попадания в организм человека, что необходимо для разработки и соблюдения мер профилактики заболеваний и уничтожения паразитов. Учебная цель: студенты должны научиться: 1. Идентифицировать видовую принадлежность представителей типа простейшие. 2. Характеризовать циклы развития Простейших. 3. Диагностировать инвазии, вызываемые Простейшими. План занятия: 1. Организационная часть с мотивацией темы. 2. Проверка исходного уровня знаний (опрос-беседа). 3. Самостоятельная работа на занятии. 4. Итоговый контроль. 5. Заключение по теме. Исходный уровень знаний: 1. Вспомнить основные понятия паразитологии: паразит, хозяин, патогенность, резервуары, переносчики, инвазионные, инфекционные и трансмиссивные болезни, природно-очаговые заболевания. 2. Перечислить основные систематические единицы типа Простейшие. 3. Перечислить особенности строения типа Простейшие. Контрольные вопросы к занятию: 1. Морфофизиологическая характеристика классов Sarcodina, Infuzoria, Sporozoa. Представители классов. 2. Цикл развития дизентерийной амёбы. 3. Факультативные паразиты человека. 4. Балантидиаз. Возбудитель, лабораторная диагностика и профилактика. 5. Трансмиссивная инвазия, малярия. Возбудитель, цикл развития, лабораторная диагностика и профилактика. 6. Токсоплазмоз. Патогенное действие. Лабораторная диагностика и профилактика. Самостоятельная работа: Работа 1. Ответить на вопросы исходного уровня знаний. Работа 2. Зарисовать схему жизненного цикла дизентерийной амёбы на основании знаний полученных на занятии. Работа 3. Рассмотреть под микроскопом постоянные микропрепараты и зарисовать в альбоме. Препарат 1. Мазок крови больного трёхдневной малярией. Пост. пр. Б. ув. а) Малярийный плазмодий на стадии кольца. В поле зрения видны клетки крови-эритроциты и лейкоциты. Найдите эритроциты, пораженные плазмодием. Они несколько увеличены. На стадии кольцевидного трофозоида паразит имеет округлую форму. Цитоплазма видна в виде узкого ободка голубой окраски. Ядро лежит на периферии и окрашено в фиолетово-красный цвет. Зарисовать. Отметить: 1) пораженный эритроцит, 2) непораженный эритроцит; 3) ядро паразита; 4) вакуоль паразита; 5) цитоплазму паразита. б) Стадия юного трофозоида. Паразит достигает значительно больших размеров. Вакуоль уменьшается, цитоплазма образует псевдоподии. Ядро увеличивается и расположено на периферии. Зарисовать. Отметить: 1) пораженный эритроцит; 2) юный трофозоид; 3) ядро паразита, 4) псевдоподии паразита. в) Шизонт в стадии деления. Найдите начальную стадию деления шизонта. На стадии деления ядро паразита уже разделилось на 10-20 частей. Зарисовать. Отметить: 1) эритроцит нормальный; 2) цитоплазма шизонта; 3) разделившееся ядро шизонта. Препарат 2. Рассмотреть под микроскопом токсоплазму (Toxoplasma gondii). Пост. пр. Б. ув. Зарисовать. Отметить: 1) ядро; 2) цитоплазма. Работа 3. Зарисовать схему жизненного цикла возбудителя токсоплазмоза. Работа 4. Заполнить сравнительную таблицу по патогенным простейшим представителей классов Споровики, Инфузории и Саркодовые.
Работа 5. Решить ситуационные задачи. 1. Больной Н., работник свинофермы, поступил в клинику с жалобами на боли в животе, рвоту, головные боли, понос. В испражнениях слизь, кровь. При микроскопии в испражнениях больного обнаружены простейшие яйцеобразной формы, все тело паразита покрыто ресничками, ядро бобовидной формы, в цитоплазме пищеварительные и две пульсирующие вакуоли. Назовите видовое название возбудителя данного заболевания. 2. Фекалии больного, с подозрением на острый амебиаз доставлены в лабораторию спустя час после выделения. Амебы не обнаружены. Исключает ли это диагноз острого амебиаза? 3. В поликлинику обратился больной В. - работник торгового флота, 3 недели назад вернувшийся из плавания в тропиках, с жалобами на периодические подъемы температуры, слабость, озноб. Какой анализ необходимо провести для установления диагноза? 4. У новорожденного имеются дефекты лицевого черепа - "заячья губа", "волчья пасть"; при изучении наследственного аппарата цитогенетическими методами, наследственной патологии не выявлено. О каком заболевании необходимо подумать в первую очередь? Назовите вид паразита. 5. В испражнениях больного, поступившего в инфекционное отделение больницы с диагнозом - острая дизентерия, обнаружены неподвижные округлые образования, при окрашивании в них обнаружены 4 ядра, покрытые оболочкой. Какая форма паразита обнаружена, дайте видовое название простейшего? 6. Какие группы населения 6oлее вcего подвержены заболеванию балантидиазом и почему? 7. Может ли человек заразиться малярией не через комаров-переносчиков? Если да, то как? Работа 6. Тесты итогового контроля. ЛИТЕРАТУРА: 1. Лекционный материал. 2. Ярыгин В.Н Биология. – 2 т. – М., 2001. – С. 221-230, 233-235, 240-245. 3. Ярыгин В.Н. Биология – М., 1985. - С. 403-439, 519-523. 4. Слюсарев А.А. Биология с общей генетикой. - М., 1978. – С. 285-302. 5. Чебышев Н.В. Биология. - М., 2002. - С. 415-426, 440-452. 6. Руководство к лабораторным занятиям по биологии / Под ред. Ю.К. Богоявленского. - М., 1988. - С. 117-127. |
![]() | Рецензент: профессор кафедры физики имени А. М. Фабриканта Московского энергетического института (технического университета) В. А.... | ![]() | Допущено Управлением высшего и среднего специального образования Государственного агропромышленного комитета СССР в качестве учебника... |
![]() | Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений | ![]() | Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений |
![]() | Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений | ![]() | Утверждено редакционно-издательским советом академии в качестве учебного пособия для студентов 3-го курса факультета заочного обучения... |
![]() | ... | ![]() | Учебное пособие предназначено для аспирантов и студентов высших учебных заведений, а также психологов, социологов, педагогов и всех,... |
![]() | Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям «Экология», «Биология», «Медицина», «Сельское... | ![]() | Этот конкурс был инициирован. Госкомвузом (в дальнейшем — Минобразованием России) впервые в истории российской высшей школы в связи... |