14. Обязанности, права и ответственность ревизоров и лиц, служебная деятельность которых проверяется




Скачать 223.94 Kb.
Название14. Обязанности, права и ответственность ревизоров и лиц, служебная деятельность которых проверяется
Дата публикации27.06.2013
Размер223.94 Kb.
ТипДокументы
www.zadocs.ru > Бухгалтерия > Документы
14. Обязанности, права и ответственность ревизоров и лиц, служебная деятельность которых проверяется. Основной служебной обязанностью ревизора является качественное и своевременное проведение ревизий и проверок. При выполнении служебных обязанностей он обязан:

- знать действующее законодательство, постановления правительства, приказы и распоряжения вышестоящих органов, инструктивные и другие нормативно-правовые материалы, относящиеся к деятельности ревизуемого предприятия, и строго ими руководствоваться в практической работе;

- владеть всем комплексом способов и приемов контрольно-ревизионной работы и умело их использовать в процессе практической деятельности;

- объективно освещать выявленные ревизией факты нарушений и злоупотреблений с указанием виновных лиц, размера причиненного материального ущерба и причин вскрытых нарушений и злоупотреблений;

- оказывать помощь работникам ревизуемой организации в устранении вскрытых недостатков и допущенных нарушений, объяснять действующие положения, если ошибки и недостатки в работе были допущены в результате их незнания;

- участвовать в выработке мер по устранению выявленных в процессе ревизии недостатков и нарушений в работе ревизуемой организации;

- доложить коллективу ревизуемой организации результаты ревизии;

- проверить выполнение решений по результатам предыдущей ревизии и отразить в акте полноту и своевременность его выполнения и др.

Для успешного выполнения своих обязанностей ревизору предоставлены следующие права:

- требовать предъявления всех необходимых по ходу ревизии материалов, характеризующих деятельность ревизуемой организации и отдельных должностных лиц;

- требовать от руководителя ревизуемой организации проведения контрольных обмеров выполненных объемов работ, проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов; проводить контрольные проверки правильности их проведения;

- рассматривать и опечатывать при необходимости кассы, склады, кладовые, архивы и другие помещения;

- запрашивать от других организаций (предприятий, учреждений) справки и копии документов по операциям с ревизуемой организацией;

- изымать в установленном порядке подлинные документы, содержащие подлог, и сохранность которых не гарантируется;

- получать от должностных лиц письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе ревизий;

- передавать по согласованию с лицом, назначившим ревизию, материалы в правоохранительные органы, принимать меры к возмещению ущерба и привлечению к административной и дисциплинарной ответственности виновных лиц и др.

Ревизору запрещается: оказывать давление; употреблять обвинительные суждения; угрожать наказанием; давать оценку должностным лицам; высказывать предположения; поддаваться на провокации; участвовать в увеселительных мероприятиях; допускать неделовые отношения; прикасаться к проверяемым материальным ценностям; привлекать на роль экспертов специалистов ревизуемой организации. Ревизор несет ответственность в установленном порядке за несвоевременность, неполноту и ненадлежащее качество проводимой ревизии, необъективность освещения результатов ревизии, полное или частичное сокрытие обнаруженных нарушений и злоупотреблений или их занижение, неправильность и необоснованность выводов по результатам ревизии и неполное установление материального ущерба, использование служебного положения в корыстных целях. Обязанности сотрудников ревизуемой организации по взаимодействию с ревизорами следующие:

- готовить к ревизионной проверке документы согласно определенному перечню;

- оказывать сотрудникам ревизионной группы содействие в осуществлении ими своих функций, создавать условия для своевременного и полного проведения ревизии, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;

- оперативно устранять выявленные при проведении ревизии нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- не предпринимать никакие действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении ревизии.

Должностные лица, служебная деятельность которых проверяется, имеют право: присутствовать при инвентаризации вверенных им ценностей, контрольных запусках сырья и материалов в производство, контрольных обмерах, осмотрах складов и хранящихся в них материальных ценностей; знакомиться с актами ревизий и проверок, относящихся к их служебной деятельности, и представлять в письменной форме объяснения и возражения по ним; знакомиться со всеми документами и отчетами, послужившими основанием для выводов о допущенных проверяемыми лицами недостатков в работе, нарушениях или злоупотреблениях, а также произведенными расчетами сумм подлежащего возмещению материального ущерба; представлять ревизору подлинные документы и другие материалы в оправдание своих действий.

^ Должностные лица несут ответственность за преднамеренное искажение фактов и обстоятельств, в результате чего ревизору не представилось возможным установить истинное содержание хозяйственных операций и реальный размер причиненного организации материального ущерба, а также за невыполнение тре­бований ревизора о представлении для проверки материальных ресурсов, документов, учетных регистров, отчетов и объяснений.

Ответственность должностных лиц определяется должностными инструкциями, разработанными на основании типовых должностных инструкций и утвержденными руководителем организации.

^ 15. Особенности проведения ревизий по требованию правоохранительных органов. Учитывая широкие возможности относительно выявления и предупреждение преступлений, следственные органы часто прибегают к организации ревизии во время расследования преступлений, содеянных в сфере производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Порядок их проведения регламентируется соответствующими предписаниями следственных работников.

При возникновении необходимости проведения документальной ревизии в процессе следствия судебно-следственные органы направляют постановление соответствующим органам экономического контроля, на основании чего издается приказ (распоряжение) о ее назначении. В постановлении кратко указывается суть дела, объем ревизии, за какой период и в какой срок она должна быть проведена, какие виды операций и у каких материально ответственных лиц следует их проверить, перечень вопросов, подлежащих проверке.

Срок проведения ревизии не должен превышать одного месяца, поскольку промедления с расследованием уменьшает актуальность и вероятность полного выявления всех злоупотреблений.

Задание следственных органов затем принимается в качестве программы ревизии, план проведения которой разрабатывается контролерами в строгом соответствии с поставленными вопросами.

В ходе проведения такой ревизии контролеры призваны дать объективный ответ на все вопросы, поставленные следственными органами. Большое внимание должно уделяться точности определения характера нарушения, размера материального ущерба, виновных лиц, ссылок на законодательные и нормативные акты и документальному подтверждению ответов на вопросы следователя.

Как результат, следователь получает акт ревизии с приложенными к нему документами и другими материалами (изъятые документы, письменные объяснения материально ответственных лиц, свои заключения на них, промежуточные акты инвентаризации, расчеты потерь в пределах норм естественной убыли, расчеты материального ущерба и т. д.). С его помощью следователь устанавливает фактические данные, которые важны для дела, и использует их для обоснования соответствующих обстоятельств.

Как и при обычных ревизиях, в акте данной ревизии не допускаются правовые и морально-этические оценки и формулировки, квалифицирующие действия должностных и материально ответственных лиц.

В качестве приемов контроля широко используются изучение документов, их встречная сверка, письменные объяснения соответствующих лиц, инвентаризация, а при необходимости экспертная оценка бухгалтерских документов и записей, письменный запрос соответствующих организаций. Как правило, подлежащие проверке вопросы, изучаются сплошным методом, что позволяет более точно определить сумму материального ущерба.

При поиске подложных (недоброкачественных) документов необходимо учитывать следующие обстоятельства:

- при попытке сокрытия в учете следов преступления интеллектуальный подлог совершается более простым способом, т.е. путем «подгонки» и информационной увязки данных в документах, «наглядно» связанных между собой и, как правило, в пределах непосредственной доступности исполнителя;

- ряд взаимосвязанных документов по времени составляются раньше сомнительного, следовательно, для «увязки» исправляют задним числом. Это может вызвать потребность в проведении криминалистической экспертизы по техническому исследованию документов;

- часть документов защищена системой нумерации в прошнурованных журналах, которая затрудняет приведение всей системы документальных данных в состояние взаимоувязки. В связи с этим возможны технические подделки, т.е. материальный подлог, также требующий проведения криминалистической экспертизы;

- так называемые первичные документы в общей информационной цепи не являются истинно первичными, т.е. изначальными (у первичного документа − расходного кассового ордера на выплату перерасхода подотчетной суммы − обязательно должен быть источник информации: запись в сводном учетном регистре, авансовый отчет, приказ на командировку). Поэтому все указанные связи должны быть проверены.

При обнаружении разрыва цепи последовательного оформления документов встает вопрос о достоверности не только первичных документов, но и данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. В тоже время отсутствие документов еще не означает, что их вообще не было. Документы могли быть утеряны, похищены, уничтожены.

Криминалистическая экспертиза документов осуществляется в специальных лабораториях путем исследования доказательств с целью установления преступлений и предотвращения их в будущем. С помощью этого способа можно обнаружить подделанный (фальшивый) документ. Подделка документов выражается в дописках, зачеркиваньях, частичном или полном изъятии текстов путем подчистки, вымывания, вытравления, вырезания и вклеивания, в подделке почерков лиц.

Подчисткой называют механическое изъятие штрихов текста путем вытирания или соскребания острым предметом. Основные признаки подчистки: нарушения структуры верхнего пласта бумаги, уменьшения толщины бумаги в месте подчистки, расплыв чернильных штрихов, повреждения знаков, линовки.

Вытравлением называется изъятия штрихов документа путем химического разрушения или обесцвечивания чернила. Ревизор может установить признаки вытравления путем внимательного обзора документа. Основные признаки вытравления − матовые пятна на бумаге, пожелтелые, локализованные участки белой бумаги, изменение цвета и расплывания штрихов.

При необходимости изъятия документов из дел ревизуемой организации контролеры должны получить письменное распоряжение соответствующих судебно-следственных органов и проводить указанное изъятие с разрешения руководителя этой организации.

В соответствием с «Положением о документах и записях в бухгалтерском учете предприятий и организаций», утвержденном Министерством финансов СССР 18 октября 1983 г. изъятие может проводиться двумя способами: путем помещения на место изъятого документа его машинописной или фотографической копии с указанием на обороте основания и даты изъятия данного документа, либо путем составления акта на изъятие тех или иных документов с указанием их вида, даты, номера и суммы.

Изъятые документы прилагаются только к первому экземпляру акта ревизии, направляемому судебно-следственным органам. Передача ревизионных материалов осуществляется органом, назначившим данную ревизию, путем направления письма с указанием в нем перечня документов.

Так как ревизионные материалы приобщаются к уголовному делу, контролеры должны особенно тщательно проверять все сомнительные операции, имеющие различное толкование проверяющих и проверяемых лиц. В ходе проведения этой ревизии в обязательном порядке должно быть обеспечено присутствие материально ответственных лиц, деятельность которых подвергается проверке. При наличии у них возражений или замечаний по существу проверяемых вопросов контролеры должны провести повторную проверку, ознакомив эти лица с ее результатами.
^ 16. Инвентаризация, как основной метод фактического контроля. Инвентаризация − это определенная последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности. Инвентаризация конкретизирует понятие контроля и ревизии, раскрывая технико-методологические аспекты их практического осуществления. Правила проведения инвентаризации определены в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 г. №49.

Сущность инвентаризации состоит в том, что наличие тех или иных объектов устанавливается с помощью их визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета. При помощи инвентаризации устанавливают состояние и правильность оценки имущества в бухгалтерском учете и отчетности.

Проведение инвентаризации обязательно:

    • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской, отчетности;

    • при смене материально ответственного лица;

    • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

    • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

    • при реорганизации или ликвидации организации;

    • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ. В иных случаях инвентаризация может инициироваться руководителем, который и будет определять ее круг и сроки проведения.

Порядок проведения инвентаризации в организации оформляется в виде приложения к приказу об учетной политике, которое включает в себя:

  • график проведения плановых и внеплановых инвентаризаций (в том числе обязательных) в отчетном году;

  • даты проведения плановых инвентаризаций;

  • перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации.

Объектами инвентаризации выступают: основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, прочие финансовые активы, кредиторская задолженность, кредиты банков, займы, резервы.

Существенное правило для всех инвентаризаций: при отсутствии хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Перед проведением инвентаризации директор издает приказ о ее проведении. Он регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

Данный приказ готовят не менее чем за 10 дней до наступления срока проведения инвентаризации. В приказе определяют, что конкретно будет учитываться в ходе инвентаризации, в каком порядке она должна проводиться, в какие сроки и кто входит в инвентаризационную комиссию.

После проверки фактического наличия материальных ценностей составляются акты инвентаризации и инвентаризационные описи.

Причем основной формой первичной документации для учета результатов вещественной инвентаризации является инвентаризационная опись, а для учета документальной инвентаризации − акт инвентаризации.

Инвентаризационные описи можно заполнять как от руки, так и с использованием компьютера. Но в любом случае они должны быть заполнены четко, ясно, без помарок и подчисток Ошибки, допущенные при заполнении инвентарных описей, исправляются во всех их экземплярах следующим образом: неправильные записи зачеркиваются одной линией и над ними проставляются правильные записи.

Исправления согласовываются со всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами и подписываются ими.

В инвентаризационных описях и актах инвентаризации недопустимо оставлять незаполненные строки, поэтому все оставшиеся незаполненными строки описи или акта должны быть прочеркнуты.

Инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию, где производится сравнение данных учета и данных инвентаризации.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация.

При составлении сличительных ведомостей необходимо учитывать пересортицу товарно-материальных ценностей (неправильный учет товаров одного сорта в составе другого сорта), суммовые разницы, образовавшиеся в результате пересортицы. Необходимо также произвести списание потерь в пределах нор естественной убыли.

Пересортица − это появление излишков одного сорта и недостача другого сорта товаров одного и того же наименования.

Согласно п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств может быть допущен взаимный зачет излишков и недостач, образовавшихся в результате пересортицы. Однако такой зачет может быть возможен только при соблюдении следующих условий: выявленные излишки и недостача образовались за один и тот же проверяемый период; излишки и недостача выявлены у одного и того же материально ответственного лица;

излишки и недостача выявлены у товаров одного и того же наименования и равного количества.

Проводить взаимный зачет недостач и излишков по товарам разных наименований, даже однородных недопустимо.

При выявлении пересортицы материально ответственные лица должны представить подробные объяснения инвентаризационной комиссии по этому факту.

Решение о взаимном зачете излишков и недостач в результате пересортицы принимает руководитель предприятия.

Если при зачете пересортицы стоимость недостающих ценностей будет выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, то разница в стоимости относится за счет виновных лиц.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором она закончена, а если инвентаризация проводилась за год то в годовом бухгалтерском отчете.

Выявленные излишки имущества нужно оприходовать по рыночной цене на дату проведения инвентаризации. Дт 10 (41, 50, 43) Кт91

Недостача представляет собой установленное при инвентаризации, ревизии или проверке несоответствие по товарно-материальным ценностям или денежным средствам данным бухгалтерского учета.

Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм − на счет виновных лиц.

Дт94 – Кт 50, 41, 43, 10 - недостача

Дт 20, 23, 44 – Кт 94 списание недостачи в пределах ест. Убыли

Дт 73 – Кт 94 недостача отнесена на виновное лицо

Дт 91 – Кт 94 отнесена недостача при отсутствии виновного лица

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Решение о списании недостачи на финансовые результаты принимает руководитель организации.
^ 17. Документальное оформление окончательных итогов ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации.

Акт ревизии считается документом, обобщающим результаты ее проведения и имеющим юридическую силу, т.е. принимаемые в качестве источников доказательства. Акт ревизии должен быть также лаконичным документом, написанным просто, ясно, деловым языком.

^ Акт составляется, как правило, в трех экземплярах. Один экземпляр оформленного акта ревизии вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения. Второй − направляется руководителю организации, назначившей ревизию, а третий − остается в делах контрольно-ревизионного отдела. Все приложения к основному акту ревизии нумеруются: в конце акта необходимо перечислить все приложения к нему.

Для ознакомления с актом ревизии отводится 5 рабочих дней. При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии.

Руководитель ревизионной группы в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний, и дать по ним письменные замечания.

В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизуемой группы в конце акта проводит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта.

В этом случае акт ревизии может быть направлен ревизуемой организации по почте (заказным письмом) или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении в контрольно-ревизионном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления акта.

Акт ревизии состоит из вводной (общей) и описательной (основной) частей.

Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую информацию:

  • наименование темы ревизии;

  • дату и место составления акта ревизии;

  • кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дату удостоверения, а также указание на плановый характер ревизии или ссылку на задание);

  • проверяемый период и сроки проведения ревизии;

  • полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

  • ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;

  • сведения об учредителях;

  • основные цели и виды деятельности организации;

  • имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;

  • перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учрежде­ниях;

  • кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто является главным бухгалтером;

  • кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных недостатков и нарушений.

Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии.

^ Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии (построение этой части строго не регламентируется): денежные средства, кассовые и банковские операции; расчетные и кредитные операции; производство и реализация продукции; основные средства; товарно-материальные ценности; труд и заработная плата; затраты производства и себестоимость; прибыль, фонды и резервы; инвестиции; бухгалтерский учет, отчетность и внутрихозяйственный контроль; выполнение решений по результатам предыдущей ревизии; приложения к акту.

В акт ревизии должны включаться всесторонне проверенные и документально обоснованные факты нарушений, злоупотреблений, бесхозяйственности, порчи и недостач, излишнего списания материальных ценностей и т.д. Все записи в акте должны быть бесспорными, точными и неопровержимыми.

В акте ревизии не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации.

Вскрытые ревизией факты злоупотреблений, незаконного расходования средств и другие нарушения, включенные в акт ревизии, должны подтверждаться подлинными документами, копиями документов и бухгалтерских записей, промежуточными актами, справками, расчетами, ведомостями, объяснениями и т.д.

При изъятии подлинных документов на место изъятого помещают копию с указанием на обороте основания и даты изъятия подлинника или изъятые подлинные документы оформляют описью, подписанной ревизором и главным бухгалтером ревизуемого предприятия. Подлинные документы прилагаются к акту ревизии в тех случаях, когда они являются и средством преступления и доказательством совершенного злоупотребления. Прежде всего к таким документам будут относиться подложные документы, содержащие материальный и интеллектуальный подлог, сохранность которых на ревизуемом предприятии вызывает опасение.

Выявленные факты однородных массовых нарушений группируются в ведомостях (проверяемый период, дата и номер документа, наименование нарушенного законоположения, содержание нарушения, фамилия, инициалы и должность виновного лица, сумма ущерба), прилагаемых к акту ревизии, а в акте приводятся только итоговые данные и содержание этих нарушений со ссылкой на соответствующее приложение.

Промежуточные акты необходимы в тех случаях, когда факты, установленные в момент проверки, не могут быть подтверждены документами. Их составляют по результатам инвентаризации кассы, материальных ценностей, готовой продукции, основных средств, состояния расчетов и по другим операциям. Промежуточные акты подписываются членами ревизионной группы и должностными лицами. В основном акте кратко излагается сущность нарушений, отмеченных в промежуточных актах, и делается ссылка на них.

Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обстоятельном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопро­сы программы ревизии.

Материалы каждой ревизии представляются руководителю ревизионного органа в срок не позднее 3 рабочих дней после подписания его в ревизуемой организации. На последней странице акта ревизии руководителем контрольно-ревизионного органа либо уполномоченным им на то лицом делается отметка: «Материалы ревизии приняты», указывается дата и им подписывается.

Материалы каждой ревизии в делопроизводстве контрольно-ревизионного органа должны составлять отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела.
^ 18. Документ, как доказательство законности оформления операций.

Документ − это письменное свидетельство с заполнением необходимых реквизитов, придающих ему доказательную юридическую силу. Именно документ − основа информационной системы предприятия.

^ Практическое значение документов в оперативно-хозяйственной деятельности заключается в том, что в них правильно и своевременно регистрируются все распорядительные и исполнительные действия. Документы служат доказательством, подтверждающим поступление и расходование ценностей. Они подтверждают достоверность и точность данных счетов бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, помогают выявлять возможные ошибки в бухгалтерских записях.

^ Юридическое значение документов заключается в том, что они обеспечивают доказательное обоснование показателей бухгалтерского учета и отчетности, устанавливают ответственность исполнителей за произведенные хозяйственные операции. Документы или данные документов используются в качестве получения аудиторских доказательств для составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, а также в качестве свидетельств при разрешении хозяйственных и судебных споров, возникающих между организациями или между организацией и органами налогового контроля за налоговые правонарушения и др. Судебные органы и арбитраж признают за документами юридическую силу письменного свидетельства в том случае, когда они составлены своевременно и оформлены надлежащим образом.

Контрольно-аналитическое значение документов заключается в том, что они служат источником контрольных данных при осуществлении внутрихозяйственного контроля за движением имущества с целью установления законности и экономической целесообразности хозяйственных операций, для внешних аудиторов при проведении ими как обязательных аудиторских проверок, так и инициативных с целью обоснованного решения целей и задач аудита, обусловленных предметом договора между экономическим субъектом и аудиторской организацией; контроля и ревизии, судебно-бухгалтерской экспертизы по определению суда или следственных органов.

Организационно-управленческое значение документов заключается в том, что они являются основным поставщиком оперативной информации для принятия организационных и управленческих решений для регулирования технологических процессов с целью повышения эффективности производств.

Путем системного использования информации, носителем которой являются бухгалтерские документы, на всех иерархических уровнях управления в организации можно добиваться взаимодействия всех функций управления (учета, планирования, прогнозирования, контроля, анализа, регулирования) и всех систем хозяйственного механизма для достижения намеченных экономических показателей и получения максимума прибыли от данной деятельности.

^ Экономическое значение документов заключается также в том, что они играют важную роль в укреплении хозяйственного расчета в организации и в ее отдельных центрах ответственности, базирующегося на принципах самоконтроля, самоокупаемости и самофинансирования. Данные первичных документов используются для определения важных экономических и производственных показателей.

Первичные документы проверяют по форме (полнота и правильность оформления и заполнения реквизитов), по смыслу (законность операции, логическая увязка с отдельными показателями) и с арифметической точки зрения (правильность цен, наценок, сделанных вычислений, таксировка, подсчетов).

По качественным признакам документы бывают:

Доброкачественные − это те документы, которые соответствуют следующим перечисленным критериям:

- формальный критерий − любой доброкачественный документ должен быть составлен по определенной форме и содержать все необходимые реквизиты. В РФ широко используются типовые межведомственные формы различных первичных документов;

- критерий законности − то есть хозяйственные операции, отраженные в документе, должны быть законны по своему содержанию и быть санкционированными в установленном порядке ответственными должностными лицами. Контроль за соответствием осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ должен обеспечивать главный бухгалтер;

- критерий действительности − документ должен отражать содержание именно той хозяйственной операции, для которой он был создан, причем отражать это содержание в неискаженном виде относительно объемов, даты, участвующих в хозяйственной операции сторон и лиц и т.д.;

- критерий реальности совершенных операций.

Недоброкачественные − те документы, которые не отвечают хотя бы одному из перечисленных критериев, а также отражают осуществленную операцию в искаженном виде и содержат фальшивые факты. При этом документ, которого фактически нет, но он выдается за существующий, считается фиктивным. Различают:

- документы, недоброкачественные по форме − отражают реальные хозяйственные операции в неискаженном виде и объеме, но могут быть неправильно оформленными или недооформленными;

- документы, недоброкачественные по существу, т.е. содержащие такую информацию, которая, в конечном счете оказывает существенное воздействие на достоверность финансовых результатов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

14. Обязанности, права и ответственность ревизоров и лиц, служебная деятельность которых проверяется iconПервая военнослужащие и взаимоотношения между ними глава права, обязанности...
Настоящий Устав определяет права и обязанности бойцов группировки «Долг» и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных...

14. Обязанности, права и ответственность ревизоров и лиц, служебная деятельность которых проверяется iconПрава и обязанности
Бушкина «Как подростку защитить свои права». М., 1999; Е. А. Зайцевой, Л. И. Семиной «Права, обязанности и ответственность участников...

14. Обязанности, права и ответственность ревизоров и лиц, служебная деятельность которых проверяется icon29. Отчетность о результатах работы аудиторов и ауд орг-ий
Права,обязанности,ответственность должностных лиц аудируемых орг-ий при осуществлении аудиторской проверки

14. Обязанности, права и ответственность ревизоров и лиц, служебная деятельность которых проверяется iconМодуль 1 : бухгалтерский учет + 1С. Бухгалтерия 2
Основы организации бухгалтерского учета на предприятии (формы, обязанности и ответственность должностных лиц)

14. Обязанности, права и ответственность ревизоров и лиц, служебная деятельность которых проверяется iconРегламент по проведению ревизий пассажирских поездов дальнего следования...
Настоящий Регламент определяет порядок действий контролеров-ревизоров, ревизоров-инструкторов, ревизоров пассажирского хозяйства...

14. Обязанности, права и ответственность ревизоров и лиц, служебная деятельность которых проверяется iconДля Государственного экзамена по специальности 2-25 01 35 «Бухгалтерский...
Перечислите права, обязанности и ответственность работников контролирующих органов

14. Обязанности, права и ответственность ревизоров и лиц, служебная деятельность которых проверяется iconУстав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации
Настоящий Устав определяет общие права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил и взаимоотношения между ними, обязанности основных...

14. Обязанности, права и ответственность ревизоров и лиц, служебная деятельность которых проверяется iconАудит как метод финансового контроля
Права и обязанности аудитора, руководства и иных должностных лиц аудируемой организации

14. Обязанности, права и ответственность ревизоров и лиц, служебная деятельность которых проверяется iconПрава и обязанности застрахованных лиц в сфере омс
Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования

14. Обязанности, права и ответственность ревизоров и лиц, служебная деятельность которых проверяется iconСодержание правоотношения
В правоотношении участвуют как минимум два субъекта, один из которых является носителем субъективного права, а другой юридической...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница